Экипажи подводных лодок обучают недалеко от столицы
19 марта, ветераны и действующие моряки ВМФ отмечают День подводника. Корреспондент «ВМ» побывал в учебном центре в Обнинске, где зародился современный Атомный подводный флот России. Тоскливо завыла сирена боевой тревоги, офицеры дивизиона живучести и старшины группы общекорабельных систем, сидящие на своих постах у мониторов в центральном отсеке лодки, повернули головы к старпому. — Есть облучение РЛС (радиолокационной станцией. — «ВМ») противолодочного самолета! — закричал капитан второго ранга Евгений Зверев. — Боцман, ныряем! Палуба мягко и неудержимо уходит из-под ног. Боцман, главстаршина Павел Шачнов озвучивает данные со своего монитора: «Дифферент ноль и пять на нос, крен — полтора лево и полтора право... Люки задраены, глубина 228 метров». Палуба встает на место и вновь ровно подрагивает под ногами. Мигают лампы дневного света, строят зигзаги линии графиков на мониторах, танцуют цифры на электронном планшете штурмана. Под заунывный звук тревожной сирены лодка выполняет циркуляции на глубине, уходя от поражения. — Взрыв торпеды в корме! — дает новую вводную старпом Зверев. — Поступление воды в кормовой отсек! Продуть центральную! Осмотреться в отсеках, всплываем под перископ! Вводная следует за вводной, преподаватели центра оценивают работу моряков-подводников на учебных тренажерах. Здесь, в Обнинске, есть всевозможные симуляторы, имитаторы и подлинные приборы, которые существуют на подводных лодках разного назначения. Существует и торпедный класс, где офицеры со старшинами-контрактниками тщательно изучают «начинку» современных торпед и противолодочных ракет. В соседнем помещении подводники проходят переподготовку на симуляторе ядерной силовой установки: есть «стакан» реактора и стержни, а также вся аппаратура управления, обслуживания и проверки. Среди курсантов центра, как и в целом на подводных лодках, матросов срочной службы уже нет. В Минобороны считают нецелесообразным направлять призывников на обучение подводным специальностям: когда моряк начнет более-менее уверенно пользоваться оборудованием, как раз закончится срок службы. Так что срочники в подводном флоте могут служить только на берегу — водителями машин, в комендантской роте и частях обеспечения. Хотя все управление аппаратурой обеспечения и боя на современной лодке компьютеризировано, офицеры и старшины обязаны досконально знать дублирующие способы управления. В этом им очень помогают классы центра, копирующие боевые части (так в ВМФ называются подразделения. — «ВМ») подводных лодок разных проектов. Офицеры-подводники после пяти лет в училище обязательно доучиваются еще четыре месяца здесь. С 2014 года вместе с подводниками в центре учатся летчики и штурманы противолодочных самолетов. Общение с авиаторами дает возможность лучше понять, что делать, когда встреча с воздушным охотником произойдет в море. — Центр — очень мощный. В СССР таких было три, сейчас в России осталось два: в Обнинске и Сосновом Бору под Петербургом, — рассказал командир ВУНЦ, капитан первого ранга Михаил Воложинский. — Здесь проходит подготовка по всем существующим в подводном флоте специальностям. Во время занятий можно ошибаться, исправлять ошибки, учиться, отработать то, что в походе или бою надо выполнять с первого раза. В классе прохождения узостей в надводном положении установлена рубка подводной лодки, из которой открывается отличный обзор на трехмерный панорамный экран. Здесь, на тренажере, полностью имитирующем рубку и мостик лодки, экипаж капитана Зверева раз за разом заходит на рейд и стоянку Кронштадта. Там вскоре предстоит базироваться новой дизель-электрической лодке, которую ждут Зверев и его подчиненные. Заход в бухту по фарватеру повторяется снова и снова, в разных условиях: в окружении гражданских судов, при сильной волне, в дожде и тумане. — То, что срочников на лодки больше не направляют, это плюс, — убежден капитан Евгений Зверев. — В экипаже — только полностью сформировавшиеся личности 25–30 лет, с правильной мотивацией на нормальную службу. А еще, помимо людей, у нас есть коты. Во флоте вообще любят животных, они помогают снять стресс. СПРАВКА Военно-учебный научный центр (ВУНЦ) ВМФ «Военно-морская академия» в Обнинске был основан в 1956 году. Задача — научить экипажи пользоваться ядерной энергетической установкой. В Обнинске были обучены подводники, применившие ракеты «Калибр» в Сирии. Сейчас в центре проходят подготовку и переподготовку экипажи подводных лодок всех проектов и офицеры противолодочной авиации.