Из первой советской атомной субмарины предлагают сделать музей
Ровно 60 лет назад Военно-морскому флоту СССР северодвинскими корабелами был передан первый отечественный подводный атомоход «Ленинский комсомол». Историю создания атомного подводного флота 17 декабря в доме Российского исторического общества обсудили участники «круглого стола» «Подводный флот на защите национальных интересов России: история и современность». Принципиально новая по ударной мощи и возможности скрытно совершать сверхдальние автономные плавания субмарина пополнила оборонную мощь страны всего через шесть лет после подписанного Сталиным правительственного постановления о незамедлительной организации работ по созданию подводной лодки с ядерной энергетической установкой и менее чем через три года после начала её строительства. Свой вклад в создание реактора подводной лодки внесли академики Игорь Курчатов, Анатолий Александров и Николай Доллежаль. Главным конструктором самого ракетоносца стал опытнейший инженер-кораблестроитель Владимир Перегудов. Всего же по итогам работы над первенцем подводного атомного флота было награждено орденами 410 учёных, инженеров и рабочих. По проекту подводной лодки «К-3», как именовали субмарину до присвоения ей имени собственного, было построено тринадцать ударных кораблей первого поколения. Именно она первой из наших подлодок совершила плавание подо льдами Северного Ледовитого океана и поднялась на поверхность на Северном полюсе. Сейчас на российских оборонных стапелях строятся субмарины уже четвёртого поколения, на ближнем горизонте конструкторов и производственников уже пятое семейство атомных гарантов военного паритета России и США. Но роль первой ядерной подлодки не ограничивается её ракетной мощью. Технологии, разработанные и опробованные при её создании, накопленный при этом производственный опыт сразу же пригодились при строительстве первого атомного ледокола «Ленин», вступившего в строй через одиннадцать с половиной месяцев после «К-3». По случаю подступающей круглой годовщины этого события будущий год объявлен Госкорпорацией «Росатом» Годом атомных ледоколов! Подводная лодка «Ленинский комсомол» давно отслужила своё, но в отличие от многих заслуженных кораблей уцелела до наших дней. У собравшихся за «круглым столом» не было сомнений, что «Ленинский комсомол» достоин стать музеем. Но при обсуждении темы музеефикации ветерана атомных подводных сил всплыло немало непростых вопросов. Не вызвала возражений идея создания межведомственной комиссии с участием учёных, судостроителей и парламентариев, которая оценила бы ожидаемые плюсы и минусы. Преображение изрядно обветшавшей субмарины в музей потребует немалых расходов. Возместить их за счёт туризма вполне реально, однако необходимый людской, а значит, и финансовый поток возможен только в Москве или в Санкт-Петербурге. Однако председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев считает, что место «Ленинского комсомола» в Мурманске, поскольку близ него подводная лодка базировалась все годы своей службы. Оппоненты этого предложения высказали мнения в пользу передачи подлодки в калининградский Музей мирового океана или выбора для её постоянной стоянки Кронштадт, где уже в будущем году начнётся строительство и оборудование центра-кластера, способного отразить и продемонстрировать учебную, научную и прикладную деятельность Военно-морского флота России.