Первый в мире атомный ледокол
65 лет назад, 20 ноября 1953 года, было принято постановление о строительстве атомного ледокола «Ленин». Он стал первым в мире судном гражданского назначения с ядерной силовой установкой. Проект ледокола был разработан в ЦКБ-15 (ныне — Центральное конструкторское бюро «Айсберг»). Главным конструктором был Василий Неганов, атомная установка спроектирована под руководством Игоря Африкантова. Судно было создано для обслуживания Северного морского пути, поскольку запаса топлива у дизельных ледоколов того времени было недостаточно для северной навигации. Требовался корабль, способный сопровождать караваны судов продолжительное время. Атомоход же имел практически неограниченный район плавания, за один рейс он мог побывать и в Арктике, и у берегов Антарктиды. Ледокол «Ленин» был заложен 25 августа 1956 года на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде. Длина корабля, водоизмещением 16 тысяч тонн, составляла 134 метров, ширина — 27,6 метров. Корпус судна был изготовлен из специальной стали, которую была разработана в институте «Прометей». В сентябре 1959 года атомоход вышел на ходовые испытания в Финский залив. Его первым капитаном стал Павел Пономарев. 3 декабря 1959 года испытания были успешно завершены, и на корабле был поднят государственный флаг СССР. Эта дата считается днём рождения отечественного атомного ледокольного флота. Ледокол «Ленин» проработал 30 лет, пройдя за это время расстояние равное 30 кругосветным путешествиям по экватору (654,4 тысячи морских миль, из них 563,6 тысячи — во льдах). Атомоход провел в арктических широтах порядка 4 тысяч транспортных судов. В 2009 году в поставленном на вечную стоянку у причала морского вокзала Мурманска ледоколе «Ленин» был открыт музей Арктики и освоения Северного морского пути.