Пентагон засомневался в истребителе F-35

Американский многофункциональный истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 до сих пор находится в стадии мелкосерийного производства: на сегодняшний день выпущено лишь 320 самолётов. Освоить полноценное производство американцам мешает огромное количество проблем, которые пока не получается преодолеть: истребитель до сих пор имеет несколько сотен критических недостатков. Ещё в начале прошлого года F-35 подверг разгромной критике в своём ежегодном докладе бывший директор управления оценочных испытаний Министерства обороны США Майкл Гилмор. Военные обнаружили в самолёте 276 уязвимостей, которые относятся к работе операционной системы версии 3F, а более половины из них остались и в обновлённой версии программного обеспечения 3FR6. В дополнение к трём сотням уже известных ошибок, найденным в истребителе-бомбардировщике, Пентагон продолжает находить новые, причём с завидной регулярностью. Если точнее, то в среднем по 20 недостатков в месяц, и предпосылок для их окончания пока не наблюдается. С эксплуатационными качествами F-35 тоже беда: самолёт не соответствует требованиям к истребителю пятого поколения из-за невозможности полёта на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, низкой тяговооружённости, высокой ЭПР, а также низкой живучести и манёвренности. Американские военные также выявили целый комплекс проблем, связанных с боевым применением F-35, среди которых — невозможность использовать встроенную авиапушку без существенной модификации самолёта, ограниченные возможности при поражении наземных движущихся целей, неэффективная система ночного видения, неудовлетворительные характеристики сенсоров авионики и многое другое. Лишь половина американских истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 пригодна к эксплуатации и готова к воздушному бою, причём ситуация не особо изменилась с октября 2014 года, когда самолёты только начали поступать в войска. 16-летний цикл разработки истребителя-бомбардировщика F-35 необходимо завершить войсковыми испытаниями, но в силу вышеописанных причин они запаздывают уже более чем на год и переносились несколько раз. Теперь объявлено, что эксплуатационные испытания и оценку состояния самолёта военные начнут в ноябре, а завершить программу планируется в июле 2019 года. В результате испытаний Пентагон хочет убедиться, что новый истребитель-бомбардировщик можно запускать в крупносерийное производство и затем применять в рамках боевых операций по всему миру. При полноценном выпуске стоимость F-35 может опуститься ниже текущей отметки в 90 миллионов долларов. Негативный результат испытаний, впрочем, не отменит программу Joint Strike Fighter, но в этом случае военным придется всерьёз пересмотреть свои прогнозы относительно эксплуатационных расходов истребителя. Тесты F-35 будут включать проверку работоспособности его узлов и агрегатов при низких температурах, имитацию применения истребителя в рамках реальных боевых действий и многое другое. Главная цель испытаний - убедиться, что выявленные ранее многочисленные проблемы наконец-то устранены. А пока полеты всех F-35 временно запрещены до окончания внеплановой проверки топливных трубок, которые, возможно, стали причиной недавнего падения истребителя в Южной Каролине.

Пентагон засомневался в истребителе F-35
© Популярная механика