Крылатый осназ воевал на пассажирских самолётах
С началом Великой Отечественной войны из подразделений «Аэрофлота» были созданы специальные воинские части, укомплектованные лётными коллективами гражданского воздушного флота. Одной из первых боевое крещение получила Московская авиагруппа особого назначения (МАОН) ГВФ, серия статей о малоизвестных фактах из истории которой впервые была опубликована на страницах «Парламентской газеты» в 2014-2015 годах.
Летопись подвига
На основе ранее неизвестных и неопубликованных архивных документов автор статей Анна Белорусова, внучка одного и командиров экипажа МАОН П.И. Колесникова, подробно восстановила основные боевые операции авиагруппы, заложившие основу боевой школы отечественной военно-транспортной авиации.
С первых дней войны экипажи, собранные из золотого фонда гражданского воздушного флота, повели пассажирские «дугласы», гружёные боеприпасами и танковым горючим, в места самых ожесточённых боёв. Осенью-зимой 1941 года, в самый тяжёлый период блокады, лётчики МАОН снабжали Ленинград продовольствием, затем на протяжении шести месяцев перебрасывали десантное подкрепление и вооружение окружённым под Вязьмой войскам генералов Ефремова и Белова.
В разгроме фашистов под Москвой существенную роль сыграли воздушно-десантные войска, которые имели специальную подготовку для ведения боевых действий в тылу врага. Практически все десантные операции проводились при активном участии авиапарка гражданской авиации.
20 июня 1942 года по приказу Ставки авиагруппа экстренно перебазировалась в Краснодар. В течение десяти ночей самолёты с грузом снарядов и продовольствия летели над морем в осаждённый Севастополь, под шквалом артиллерийского огня садились на Херсонесском аэродроме и эвакуировали раненых из обороняющегося города.
4 июля 2018 года, в 76-ю годовщину окончания Второй обороны, в Севастополе состоится презентация книги Анны Белорусовой «Лётчики особого назначения», посвящённой героям Московской авиагруппы особого назначения.
По словам губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова, особое место в героической обороне города занимают действия лётчиков боевой и транспортной авиации. «Чрезвычайно важно и значимо, что внучка одного из лётчиков-героев взяла на себя ответственность за историческую память, проделав большую работу по документальному восстановлению этой легендарной операции», - подчеркнул он.
В презентации книги, которая состоится в Государственном музее героической обороны и освобождения Севастополя, примут участие потомки командира и лётчиков МАОН. На выставке, приуроченной к этому событию, будут представлены архивные боевые документы и фотографии командиров экипажей, вылетавших в Севастополь с 21 июня по 1 июля 1942 года.
«Благодаря исследовательской работе Анны Белорусовой в истории Великой Отечественной войны стало меньше неизвестных героев, — рассказал директор музея Николай Мусиенко. - У потомков «лётчиков особого назначения» появилась счастливая возможность узнать о судьбе своих родных и гордиться ими. Связь времен не должна прерываться».
Памятник лётчикам осназа в Шотландии
В книге также впервые рассказывается о секретной союзнической миссии лётчиков в Великобритании, куда они были направлены в 1943 году для перегонки транспортных самолётов «албемарл», переданных СССР британским правительством. Эта история получила дальнейшее развитие в наши дни. В ходе исследовательской работы автора в мае 2015 года на бывшем военном аэродроме Эррол в Шотландии был создан мемориал советским лётчикам, ставший местом ежегодного проведения торжественной церемонии в честь Дня Победы.
Хранитель мемориала Брэдли Борланд убеждён, что Великобританию и Россию объединяет гораздо большее чем то, что разделяет. Издавна шотландцы везли ярославский и костромской лён, пеньку и древесину через Архангельск и Мурманск, получая торговые бумаги в Санкт-Петербурге. А во время Второй мировой войны эти порты стали местом прибытия арктических конвоев союзников.
«Давайте же обратим больше внимания на то, что нас объединяет и будем сообща идти дальше, как мы делали это веками, развивая взаимопомощь, сотрудничество и торговые связи. В нынешние непростые политические времена, которые мы вместе непременно преодолеем, я считаю важным напомнить всем нам о страницах нашего общего прошлого», — отметил Брэдли Борланд.
Вскоре в Шотландии появится ещё один мемориал, посвящённый «лётчикам особого назначения». 75 лет назад во время тренировочного полёта у озера Лох-Тей потерпел крушение самолёт под управлением Героя Советского Союза Александра Груздина. В последние секунды экипаж успел вывести падающую машину за пределы деревни Фернан, избежав массовой гибели людей. Этой осенью в память о советских лётчиках жители деревни посадят ольховое дерево, что означает «фернан» на древнекельтском языке, рядом с которым будет установлен мемориальный камень с их именами.