Время первых: у кого Америка «подсмотрела» идеи для орбитальных самолетов
Большинство из зарубежных космических технологий подаются общественности как «уникальные» и разработанные практически с нуля. Однако за многими из зарубежных, особенно, американских авиационно-космических проектов, отчетливо видны советские инженерные решения. Бегущий по орбите В 2020 году NASA совместно с компанией Sierra Nevada впервые отправит к МКС уникальный орбитальный корабль Dream Chaser. Несмотря на заявленную научно-гражданскую миссию корабля, прототип американского «мини-шаттла» - советский ракетоплан, созданный в рамках авиационно-космической программы «Спираль», был приспособлен не для научных миссий, а для самого настоящего космического боя. О конструктивных свойствах американского многоразового орбитального самолета и советского ракетоплана написано с десяток научных материалов, однако главные сведения, особенно в зарубежной прессе, остались практически нераскрытыми - орбитальный корабль, так же, как и советский ударный челнок, можно быстро переоборудовать в зависимости от выполняемой задачи. Для миссий на МКС и других полетов в целях зарабатывания денег, предполагается использовать пассажирскую версию корабля, способную вместить до 7 человек экипажа и небольшой груз. Выведение на орбиту американского Dream Chaser будет обеспечивать ракета Atlas-V. На этапе вывода на орбиту начинают проявляться все отличия двух проектов и двух школ космонавтики - вместо дорогостоящего использования ракеты-носителя советские авиастроители планировали «выбрасывать» орбитальный ракетоплан в космос с помощью гиперзвукового самолета-разгонщика. «Такой способ был наиболее простым и наиболее дешевым одновременно. Полет самолета, даже с учетом заправки десятков тонн топлива, в сотни раз дешевле, чем пуск ракеты. К тому же, старт ракеты нужно подготовить, а за это время средства разведки вероятного противника смогут несколько раз облететь космодром и собрать подробные данные», - отметил в интервью «Звезде» инженер-ракетостроитель Виталий Кравченко. На основе данных, собранных после испытаний первых атмосферных аналогов советского корабля «Бор-4», американские специалисты приступили к разработке собственного орбитального ракетоплана. Однако разработка космолета значительно затянулась - первые практические тесты конструкции корабля с теплозащитой и аэродинамической схемой, точь-в-точь повторяющими советский «Бор-4», начались лишь в 2010 году - спустя почти 50 лет после отработки первых решений советских инженеров. Однако добиться тех же характеристик, что и в оригинальной конструкции, американские разработчики не смогли - даже механизация крыла американского «Dream Chaser» выполнена гораздо проще, чем на советском орбитальном самолете. «В случае с новым кораблем речь идет и полетах "от точки до точки" по траектории. Советская машина могла после выхода на орбиту не просто маневрировать, но и вести маневренный бой на орбите, "нырять" в атмосферу и применять спецвооружение и много чего еще», - рассказал «Звезде» авиационный инженер Сергей Богданов. Время первых В 2001 году, задолго до того, как мир захватила идея многоразового использования космических аппаратов, специалисты государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева и НПО «Молния» показали на авиакосмическом салоне «МАКС» принципиально новый многоразовый ракетный ускоритель «Байкал». От традиционных ракетных ускорителей «Байкал» отличали не только размер, но и аэродинамическая схема - в отличие от блоков, сгорающих в атмосфере вместе с частицами топлива, ускорители «Байкал» могли возвращаться на Землю самостоятельно. При этом от «баллистической» схемы посадки с вертикальным приземлением решили отказаться - вместо этого ракету снабдили складными рулевыми поверхностями, похожими на систему управления крылатых ракет. Благодаря такой схеме ускорители «Байкал» могли самостоятельно садиться на любой подготовленный аэродром по «самолетной» схеме, соблюдая все правила захода по глиссаде. Разработчики системы подумали и о том, чтобы сэкономить на производстве - один ускоритель мог летать в космос 10-15 раз без капитального ремонта и замены ключевых агрегатов. Однако в немедленной реализации проекта в начале двухтысячных засомневались, и проект был отложен «до лучших времен». К наработкам по этой теме вернулись через 10 лет - на основе решений для ускорителей «Байкал», силами специалистов центра имени М. В. Хруничева в рамках проекта «Многоразовая ракетно-космическая система» (МКРС) был разработан новый «крылатый» разгонный блок. Несмотря на то, что в конечном счете выбор был сделан в пользу одноразовых пусков, о создании многоразовой космической системы не забывали ни на день. Если совершить небольшой исторический экскурс, то стоит вспомнить слова министра общего машиностроения СССР Олега Дмитриевича Бакланова, который неоднократно говорил, что наибольшего контроля над космическим пространством удастся добиться лишь тогда, когда трудоёмкость и стоимость космического пуска будут сопоставимы с затратами на производство автомобиля. Эти «космические заветы» и требования к многоразовым ракетам и ускорителям учли не только в России. Заветы конкурентов После начала первых тестов специалисты Sierra Nevada перестали официально уклоняться от вопросов о том, на основе чьих решений в действительности создан космический корабль Dream Chaser. Однако заимствование еще советских технологий оказалось характерно не только для относительно небольшой аэрокосмической компании. Совсем недавно чудеса заимствования чужих технологий показали специалисты одного из самых крупных оборонных подрядчиков США - аэрокосмического гиганта Boeing. В сотрудничестве с аэрокосмической компанией Aerojet Rocketdyne и общем контроле со стороны Агентства перспективных оборонных исследований (DARPA) аэрокосмическая корпорация презентовала новый разгонный блок, поразительно похожий на российский ракетный ускоритель «Байкал». Для нового разгонного блока разработчики позаимствовали сразу несколько идей: стартовать ускоритель Phantom Express будет «по-ракетному» - из вертикального положения с обычного космодрома, а после отделения на орбите второй ступени с полезной нагрузкой, будет возвращаться на ближайший аэродром и садиться «по-самолетному» на взлетно-посадочную полосу. Эксперты отмечают, что за основу собственных разработок Boeing взяли все то, что когда-то закладывалось при разработке многоразовых ускорителей «Байкал» - возможность длительного «межсервисного» интервала, простую конструкцию и низкую стоимость. До себестоимости производства автомобиля ценник на вывод полезной нагрузки в космос, безусловно, не упадет, однако снизить стоимость космических пусков в десять раз по сравнению с текущей ценой на космические услуги- задача амбициозная. «Даже Илон Маск в этом отношении, скажем так, не самый "головастый". Многоразовые ракеты с возвращаемой первой ступенью - это промежуточный этап битвы за коммерческие пуски и вывод небольших спутников - телекоммуникационных, например. Техническая возможность сделать пуски еще дешевле есть, и тот, кто первым ее реализует - заработает приличные деньги. При этом разработка ракет с "бюджетными" разгонными блоками - настоящая технологическая революция», - подчеркнул в интервью «Звезде» военный эксперт Михаил Лапиков. Разработкой такого решения занимаются и российские специалисты - инженеры и ученые центра имени М. В. Хруничева совместно с корпорацией «Роскосмос» и ОКБ им. Мясищева разрабатывают многоразовую ступень для ракеты легкого класса «Ангара-1.2». Отмечается, что первые результаты, полученные в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, будут представлены уже весной 2018 года. К этому моменту, как отмечают специалисты, технический облик многоразовой «Ангары» уже будет детально проработан и согласован.