Морские офицеры США спят на вахте
83% младших офицеров Военно-Морских сил США провалили тестирование по морскому судовождению. Как сообщает The Washington Times, тестирование было заказано командованием ВМС США и проводилось Surface Warfare Officers School (SWOS) после того, как в прошлом году сразу два столкновения с участием американских военных кораблей привели к гибели 17 человек и привлекли негативное внимание общественности к состоянию американских ВМС. flickr.com/Official U.S. Navy Page Военных моряков проверяли на предмет знания Международных правил предупреждения столкновений (МППС), их применения в чрезвычайных ситуациях и в условиях плохой видимости, а также умения обращаться с радиолокационным оборудованием. Из выбранных для прохождения тестов 164 офицеров только 24 справились с тестированием «без проблем». Также выявилось, что некоторые военно-морские офицеры, хотя и продемонстрировали общее знакомство с правилами предотвращения столкновений, оказались неспособны быстро выбирать и принимать нужные решения. Напомним, что в июне 2017 года американский USS Fitzgerald столкнулся у берегов Японии с торговым контейнеровозом ASX Crystal под филиппинским флагом. Боевой корабль получил серьёзные повреждения, погибло 7 человек. Спустя два месяца другой американский эсминец USS John S. McCain столкнулся у берегов Сингапура с танкером Alnic MC под либерийским флагом. Тогда погибло в общей сложности десять человек. Командование ВМС США заявило, что инцидентов можно было избежать. «Оба этих несчастных случая можно было предотвратить, в соответствующих расследованиях были обнаружены многочисленные сбои, поспособствовавшие неприятным инцидентам... Мы, американские ВМС, учимся на своих ошибках и намерены сделать всё возможное, чтобы предотвратить повторение этих аварий. Мы никогда впредь не должны допускать подобных трагедий, уносящих жизни хороших молодых моряков, причиняющих мучительное горе их семьям и всей нации», — заявил после расследования аварий руководитель военно-морскими операциями ВМС США адмирал Джон Ричардсон. flickr.com/Official U.S. Navy Page Напомним, в 2003 году ВМС для экономии бюджета решили ликвидировать школу SWOS Basic и отправлять офицеров флота в море, чтобы учиться в процессе прохождения службы. Это негативным образом сказалось на качестве подготовки моряков, отмечал несколько лет назад в интервью изданию The Navy Times коммандер Курт Липполд, бывший командир эсминца USS Cole, который подвергся атаке террориста-смертника в 2000 году в Йемене. Торговые суда порой не ходят, а плавают Столкновения между военными кораблями и гражданскими судами периодически случаются не только у американцев. Так, в прошлом году широкую медийную огласку получила авария с участием среднего разведывательного корабля Черноморского флота «Лиман». 27 апреля 2017 года в Чёрном море возле турецкого берега «Лиман» столкнулся с судном-скотовозом Youzarsif H, перевозившим под тоголезским флагом более 8 тысяч овец из румынского порта Мидия в иорданскую Акабу. По счастливой случайности при столкновении никто из людей не погиб. Все российские моряки были спасены турецкой береговой охраной, однако сам «Лиман» затонул, получив пробоину по правому борту ниже ватерлинии. Представители ВМФ России обвинили тогда в случившемся плохую погоду и низкую видимость. Бывший командующий Черноморским флотом ВМФ России адмирал Игорь Касатонов в беседе с News.ru выразил уверенность, что из произошедшего в водах Черного моря неприятного инцидента командование ВМФ России сделало нужные выводы, и впредь подобные аварии не должны повторяться. По мнению Касатонова, проблема безопасности судовождения сейчас актуальна не только для американских ВМС. flickr.com/Official U.S. Navy Page «Безопасность не зависит от флага. На неё влияют профессиональные качества военных моряков — знание особенностей местности, умение принимать решения в критической ситуации, знание правил судовождения, прописанных в МППСС — Международных правилах предупреждения столкновений судов», — пояснил он. Адмирал указал, что в чрезвычайных ситуациях очень часто масло в огонь подливают гражданские суда, командиры и экипажи которых «уделяют меньше внимания соблюдению правил судовождения» и зачастую «недостаточно компетентны». В военном флоте командный состав обязан каждый год «подтверждать допуск» к вождению судов, сдавая теоретический и практический экзамены. «В российском ВМФ каждый офицер раз в год проходит проверку теоретических и практических навыков, получая в случае успешного прохождения этой проверки допуск к самостоятельному управлению судном. В отличие от американских ВМС, где подобная проверка осуществляется в виде теста, наши военные моряки сдают теоретический и практический экзамен. Хотя все это отличается лишь по форме. Правила и основные принципы судовождения одинаковы и в России, и в США», — рассказал Касатонов. Результаты тестирования младших офицеров американских ВМС Игорь Касатонов оценил как очень тревожный показатель для столь многочисленного флота. По его мнению, столь плохие результаты могли быть получены потому, что американские военные моряки привыкли полагаться больше на возможности автоматических систем управления, чем на собственные навыки. «Проблема в том, что в море ходят не только американские или российские военные корабли. Суда стран третьего мира идут так, «как бог пошлёт», и в этой ситуации нельзя положиться на любую даже самую совершенную автоматику. В результате прошлогоднего столкновения эсминца Fitzgerald с контейнеровозом чуть было не погиб командир американского корабля, который в это время, по некоторым данным, спал. Нельзя быть настолько уверенным в автоматике», — заключил Касатонов.