Богатырь ледового класса: зачем российский флот в Арктике усилили уникальным военным ледоколом
Ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» - первый за последние 45 лет ледокол, созданный исключительно для нужд отечественного ВМФ. «Илья Муромец» принадлежит к типу вспомогательных дизель-электрических судов нового поколения: он оснащен мощным энергетическим комплексом, современной гребной электроустановкой (также российского производства), внушительным набором служебных помещений, и самое главное - большим набором практического функционала. На флоте не скрывают: основное предназначение ледокола, получившего имя героя русских былин,– обеспечение деятельности Арктической группировки российского ВМФ, патрулирование территории наших северных морских районов, прокладка путей через льды кораблям неледового класса, cнабжение береговых, островных баз и аэродромов. В новом выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда» ее автор и ведущий Алексей Егоров расскажет все об этом уникальном судне. Как создавался этот первый за последние четыре с половиной десятка лет военный ледокол, в каких условиях проходили его испытания, какие новации применены на судне и что даст его постановка в строй флоту и всей стране. Отдать якоря! Строительство головного ледокола серии «Илья Муромец» стартовало в апреле 2015 года, торжественная церемония спуска судна на воду прошла 10 июня 2016 года, а поднятие Военно-морского флага и передача ВМФ России датируются 30 ноября 2017 года. Два месяца спустя ледокол совершил свой первый переход - из Балтийского моря в Кольский залив и прибыл на Северный флот. Здесь, в районе пролива «Карские Ворота» его ждали суровые испытания настоящими арктическими льдами. Испытания, которые он успешно выдержал. На самом деле Россия лидирует в мире по количеству ледоколов. И это объяснимо - не у многих стран есть столь протяженная береговая линия, граничащая с суровыми ледовыми районами. У нашей страны подобных судов четыре десятка, а, к примеру, у США - лишь три единицы. Однако, ледоколов для военного флота в России до этого момента не было. При этом, как подчеркивает генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков, особенностью данного судна является его соответствие всем международным правилам и конвенциям. Для «Илья Муромца» не будет проблемой заход, скажем, в любой гражданский порт, тогда как военные корабли такой вариативности в выборе места швартовки зачастую лишены. Строительство военного ледокола шло рекордными темпами. Но на качестве работ это не сказалось, уверяют корабелы. Дело в том, что «Адмиралтейские верфи» выступили одновременно в роли и конструкторского бюро, то есть, проектанта, и завода-изготовителя. Все - в одних руках. Помимо прочего это позволило добиться еще и экономии финансов. Как говорит начальник инженерного центра «Адмиралтейских верфей» Глеб Емельченков, такой практики раньше не применялось. Плавучий универсал «Илья Муромец» - это настоящий сборник универсальных, новаторских решений. Главный строитель надводных судов и кораблей «Адмиралтейских верфей» Владимир Надточеев перечисляет основные параметры судна: мощность - 12 мегаватт, ледопроходимость - метр со скоростью хода в два узла и полтора метра, если брать лед «набегом». Ледокол способен действовать в самых суровых условиях Севера, преодолевать максимально сложные погодные условия. Для этого использованы интересные конструкторские находки. Скажем, для предотвращения наростов льда на палубе придуманы обогреваемые панели, а швартовочная палуба устроена с крышей, что также помогает бороться с обледенением. Вообще, мерам безопасности при создании судна было уделено приоритетное внимание. Внутри корпуса расположены клинкетные двери, которые защищают соседние отсеки от проникновения воды или огня в чрезвычайных ситуациях. Двери закрываются герметично, исключая распространение угрозы в смежные помещения. На самом современном уровне созданы на «Илье Муромце» и условия для пребывания экипажа. На судне имеется собственная баня с бассейном, добротно обустроена кают-компания. Каюты для личного состава оборудованы не только необходимой мебелью, но и санузлами, а еще в каждом помещении можно настроить собственный микроклимат. Но самая главная «фишка» судна - его универсальность. «Илья Муромец» может выступить в роли транспортного судна, пожарного (для тушения возгораний предусмотрены два лафетных водопенных ствола и пожарный насос), буксира. Его лебедка усилием сто тонн способна вытянуть даже авианосец, а на палубе можно спокойно размещать контейнеры. А вот боевое вооружение на борту судна, несмотря на его военное предназначение, отсутствует. Как отмечает заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук, ледокол относится к вспомогательным судам, функция которых - обеспечивать развертывание и функционирование боевых кораблей. Поэтому оружия он не несет. Покоритель ледовых широт «Илья Муромец» пасовать перед трудностями Арктики не намерен. Ведь он способен не только продавливать лед своей носовой частью, но и за счет подруливающих винтов как бы расчищать пространство вокруг себя, крошить ледовую массу. Во время испытаний на противостояние льду судно штурмовало знаменитый пролив «Карские Ворота», расположенный на южной оконечности Новой Земли. Средняя температура воды здесь около нуля, большую часть года пролив скован льдом, обычный корабль здесь не пройдет. Местами толщина ледяного панциря достигает 90 сантиметров, и кое-где «Илье Муромцу» приходится пробивать лед методом «набега», то есть брать его штурмом. Надо сказать, что ключевая задача проектировщиков проекта заключалась в том, чтобы сделать конструкцию этого ледового первопроходца с одной стороны прочной, однако при этом не допустить чрезмерного утяжеления массы судна. Начальник сектора прочности Крыловского научного центра Михаил Кудрин отмечает: нужно было найти оптимальное соотношение прочности и веса. Эта здача была реализована. В ходе практических испытаний в Северном Ледовитом оеане замерялись (методом бурения лунок) размеры ледяного покрова, который преодолевал «Илья Муромец». Надо признать, значения толщины льда оказались внушительными. К слову, во время этого тестирования ледокола в Карских Воротах группа испытателей столкнулась еще с одной опасностью: белыми медведями. О том, как людям пришлось уживаться с таким беспокойным соседством, в «Военной приемке» будет уделен отдельный сюжет. Забегая вперед стоит сказать, что «Илья Муромец» уже участвовал в практическом обеспечении боевой работы сил флота. Он, в частности, обеспечивал проход через льды головного корабля проекта «Борей» - атомного подводного крейсера «Юрий Долгорукий». «Дорогу жизни» в торосах Северного Ледовитого океана для этого ракетоносца пробил именно этот ледокол. Он не просто вел «Долгорукого»: по ходу движения судно разворачивалось, обкалывало лед вокруг лодки, давало ей возможность спокойно продвигаться в надводном положении. Широкий профиль «Ильи Муромца» и в том, что он способен вести ледовую разведку с воздуха. Носовая часть судна оснащена вертолетной площадкой, которая может принимать машины типа Ка-32 или Ка-27. По программе испытаний, утвержденной заказчиком, вертолет КА-27ПС садился на эту площадку ни много, ни мало - 122 раза. Взлеты-посадки производились при различных направлениях и силе ветра, при этом во время испытаний проверялось навигационное оборудование, всячески тестировались технические средства обеспечения работы летательных аппаратов. Мест в Арктике, куда может пойти такой богатырь, с каждым годом все больше. Достаточно посмотреть на места расположения двух наших полярных баз в этом регионе - на Земле Франца Иосифа и на острове Котельном. Как подчеркивает вице-адмирал Виктор Бурсук, с появлением этого ледокола корабли Северного флота получат возможность выходить из своих баз на Кольском полуострове в любое время и в любую погоду, в том числе в наиболее сложные для северного судоходства осенне-зимние периоды. А это значительно повышает боевые возможности сил флота и множит его боеспособность.