Мне бы в небо! Как энтузиасты строят самолёты для сельского хозяйства
Пермские кулибины не раз удивляли страну. То терминатора на принтере напечатают, то промоботов для всемироноизвестных предприятий соберут. А небольшая группа любителей авиации в Березниках сконструировала новый самолёт для нужд сельского хозяйства. В чём его отличие от уже существующих и может ли самолёт стоить дешевле автомобиля, читайте в материале «АиФ-Прикамье». Для борьбы с вредителем Идейный вдохновитель проекта Сергей Ляпин закончил Березниковский филиал Пермского государственного технического университета по специальности химическая технология неорганических веществ, но по специальности никогда не работал. «Мой отец — пилот гражданской авиации, я на аэродроме нахожусь с 3-х лет. Практически с авиацией себя связал в 1999 году, вступив в клуб любителей авиации на базе Березниковской станции юных техников, где в составе команды мы начали строить самолёты, и с тех пор строим», — рассказывает Сергей. Всего в команде энтузиастов 6 человек, среди них авиационные инженеры, пилоты, маркетологи, слесари. Сергей и его команда уверены, что в России и в странах ближнего зарубежья небольшой сельскохозяйственный самолёт необходим. Аналогичные летательные аппараты используются в Америке и других странах. В России, утверждает Сергей, таких самолётов нет. «Выяснили потребность в сельскохозяйственном самолёте, имеющем характеристики, которых планируем добиться в процессе разработки. Самолёт будет иметь короткий взлет и посадку, бак под химические реактивы, объемом 300 литров. Кроме того он должен быть прост в эксплуатации. Его цена будет приемлемой, а конструкция простой. Хотим достигнуть цены в 3 млн рублей при серийном производстве. При разработке отталкивались от потребности сельского хозяйства в таком летательном аппарате. На сегодняшний день есть самолёт АН-2, но он очень большой, ему требуется много топлива, сам по себе очень дорого стоит. Есть еще малая авиация, химические баки в ней 100-120 литров. Лично мой интерес в том, что я умею строить самолёты и рассчитываю, что это сможет меня прокормить. То есть мой интерес — заниматься любимым делом, которое у меня получается, и, конечно, зарабатывать этим деньги, как без этого», — говоритСергей Ляпин. «Колос» сэкономит топливо Название самолёта «Колос» было выбрано потому, что именно зерновые культуры, по словам Сергея, являются важнейшими в агропромышленном комплексе нашей страны. Он поясняет, что один такой летательный аппарат заменяет при сельскохозяйственных работах до 10 тракторов, экономит время и топливо. Кроме того, благодаря отсутствию прямого контакта техники с почвой, на 6-8% снижается механическое воздействие на посевную площадь. Березниковский «Колос» имеет высоко расположенное крыло, оно будто лежит на фюзеляже. Такая конструкция называется «высокоплан» и чаще всего используется для непассажирских летательных аппаратов. Кроме того, у «Колоса» неубирающиеся шасси, что позволяет ему гораздо эффективнее выполнять посевные работы и обработку полей от насекомых. Для этого самолёту не нужно подниматься высоко над землёй, а, следовательно, и убирать шасси. Вся конструкция шасси устроена таким образом, что летательный аппарат без труда поднимается и приземляется на неподготовленные для авиации площадки. Самолёт имеет двухместную кабину. Он сделан из стальных труб, часть конструкции выполнена из дюралевого листа. Длина летательного аппарата чуть более семи метров, высота около двух. Размах крыла 1,9 м. Группа энтузиастов составила конструкторскую документацию, наладила линию сборки рамы фюзеляжа и крыла. Уже установлены связи с поставщиками и закуплено необходимое технологическое оборудование для работы. Опытная команда Сергей Ляпин рассказывает, что «Колос» - далеко не первый опыт березниковских энтузиастов по сборке самолёта. Ранее его команда принимала участие в сборке первого самолёта производства Республики Судан, названного Safat 01. Всего группа инженеров собрала полностью уже 10 различных самолётов, которые находятся в эксплуатации у заказчиков. Несколько лет назад команда собрала экспериментальную сельскохозяйственную модель самолёта, который в течение двух сезонов помогал бороться с нашествием саранчи в Дагестане. С задачей самолёт справился очень эффективно, рассказывают его создатели. Сейчас в производстве четыре самолёта «Колос», у всех разная степень готовности от 30% до 60%. На их сборку группа потратила собственные средства. Для продолжения работы они ищут дополнительное финансирование.