Уникальные инновации: как корабли проекта 22160 изменят тактику антипиратской борьбы

В очередном выпуске программы «Военная приемка» - об уникальных новациях, реализованных при создании корабля, способного нести на борту не только набор различного вооружения, но и комплекс специального оснащения, а также о его непревзойденных боевых и маневренных возможностях. Модульная концепция морского вооружения впервые в России реализована на патрульном корвете проекта 22160 – корабле дальней морской зоны, масштабный заказ на создание серии которых выполняется сейчас судостроителями татарстанского АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького». Разработчики проекта, специалисты Северного проектно-конструкторского бюро, учли основные аспекты применения подобных кораблей, их востребованность и целевое предназначение. А это и несение погранично-патрульной службы по охране территориальных вод, и патрулирование 200-мильной особой экономической зоны, и обеспечение безопасности кораблей и судов при морских переходах, и защита баз и водных районов, и антипиратская деятельность. В получившееся в итоге изделие оказались органично вписаны технологии и решения, учитывающие весь спектр будущего применения кораблей этого типа, отражающие их многопрофильную направленность. Об уникальных новациях, реализованных при создании этого корабля, способного нести на борту не только набор различного вооружения, но комплекс специального оснащения, о его непревзойденных боевых и маневренных возможностях расскажет журналист Алексей Егоров, посвятивший проекту 22160 очередной выпуск программы «Военная приемка», выходящей на телеканале «Звезда». «Ювелиры» речных переходов Конечно, в сравнении с флотскими гигантами, такими, например, как тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» или тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», этот корабль по своим размерам выглядит куда скромнее. Но и миниатюрным его тоже не назовешь. Во всяком случае для речного перехода, которым предваряется боевая служба любого из построенных в Зеленодольске «плавсредств», габариты - более чем внушительные. Просторы даже самых крупных российских рек для таких кораблей зачастую тесноваты. Судите сами: водоизмещение - около 1,8 тысяч тонн, длина 94 метра, ширина - 14. Некоторые участки пути, по которому приходится идти корвету, особенно шлюзовые зоны (всего их 18), преодолеваются с ювелирной осторожностью. Расстояние от бортов до бетонных стен шлюзовой камеры измеряется в буквальном смысле сантиметрами. Кроме того, учитывая речное мелководье, корабль приходится ставить на понтоны, а это добавляет сложностей с управлением. Этот корабль в свое время стал первым в линейке данного проекта. Свое имя он получил в память о Герое Советского Союза контр-адмирале Василии Быкове. В августе 1944 года командир дивизиона торпедных катеров Северного флота старший лейтенант Быков во время атаки вражеского конвоя в районе Северной Норвегии потопил 14 транспортов противника. Это был самый значительный и один из наиболее успешных боев североморских торпедоносцев. Сегодня корвет «Василий Быков» готовится заступить на службу в российский Военно-Морской Флот. Перечислять внедренные здесь инновации можно долго. В их числе, например, технология стэлс, обеспечивающая незаметность в радиолокационном поле. Это достигается за счет особой архитектуры обводов корпуса. Вообще, надо сказать, что при создании корабля большая работа была выполнена специалистами Крыловского государственного научного центра. На специально построенной модели был проведен полный цикл испытаний по определению ходовых качеств и исследований на воздействие различных условий и сред. Учтены и потребности экипажа в составе 80 человек. К услугам моряков - обустроенные каюты, сауна, спортзал с баскетбольным кольцом, библиотека. Во время многодневных походов и плаваний, дальность которых может исчисляться несколькими тысячами миль, такой комфорт будет не лишним. В приоритете - скорость Теперь о главном - о боевом предназначении. Те, кто следили за перипетиями недавних историй с вылазками сомалийских пиратов, обратили вниманию на тактику действий этих «флибустьеров XXI века». Стремительный бросок на скоростных лодках, жесткий абордаж и мгновенный захват команды и груза. В борьбе с пиратами были задействованы военно-морские силы многих государств, в том числе - российского ВМФ. Действовали наши моряки слаженно, четко, сорвав не одну атаку бандитов на мирные гражданские конвои. Однако опыт участия в противодействии морским разбойникам подсказал необходимость совершенствования боевых средств флота, придания им большей маневренности, многофункциональности. Можно сказать, что корветы проекта 22160 - реализация как раз этих потребностей. К примеру, именно у этих кораблей есть то, чего нет ни у кого из «одноклассников» - десантно-штурмовая лодка, способная покидать корабль-носитель и возвращаться обратно прямо во время движения. Важно отметить, что лодка эта бронированная, а на борт она может брать до десяти морских пехотинцев плюс двух членов экипажа. По словам главного конструктора кораблей проекта 22160 Алексея Наумова, для спуска на воду ДШЛ достаточно тридцати секунд. Специальное устройство приема-отдачи по-максимуму использует гравитационный режим: после отдачи концов лодка под собственным весом соскальзывает по слиповой дорожке наружу. Скорость движения бронированного плавсредства по воде достигает при этом 80 километров в час, а незначительные габариты и слабый шум двигателя позволяют лодке приближаться к противнику (в том числе, к объекту, захваченному пиратами) незаметно. К слову, значительную скорость может развивать и сам корвет. Как отмечает Алексей Наумов, это достигается особой формой корпуса, позволяющей поддерживать полный ход в течении нескольких часов. Ну и, конечно, оперативности действий добавляет наличие на борту корабля штатного воздушного судна - вертолета типа Ка-27, Ка-29 или Ка-31. Для размещения винтокрылой машины в конструкции корвета предусмотрен специальный закрытый ангар. Корабль повышенной «зубастости» Модульность - та самая новация, которая делает этот корабль поистине универсальным. В зависимости от типа монтируемых контейнеров «Василий Быков» может из патрульного превратиться, например, в корабль артиллерийский или санитарный. «Мы можем погрузить сюда одновременно два контейнера, обеспечить погрузку как ракетного комплекса, так и водолазного, санитарного, - говорит генеральный директор АО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького» Ренат Мистахов. - Все зависит от поставленной задачи». Сегодня настало такое время, когда при разработке новых видов вооружения принцип модульности выступает одним из главным. Такой особенностью отличаются, к примеру, наши боевые машины проекта «Армата»: за счет той самой модульности их можно «формировать» под конкретные задачи, да еще и ремонтировать прямо в боевой обстановке. Не случайно и то, что все более многофункциональными становятся и морские суда. Один из ярких примеров - спущенный недавно на воду ледокол проекта 21180 «Илья Муромец», созданный специально для ВМФ России. Как отмечает замглавкома Военно-Морским Флотом во вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, это судно предназначено для круглогодичной эксплуатации: в период, когда море будет свободно ото льда, ледокол будет обеспечивать проведение гидрографических, гидрометеорологических работ, бороться с разливами нефти, оказывать помощь в тушении пожаров. При этом корабельные модули - понятие далеко не условное, а вполне осязаемое, практичное. Например, на корабле проекта 22160 в санитарном исполнении можно разместить помещения медицинского назначения, скажем, операционную, принять значительное количество раненых. Что же касается вооружения, которым может оснащаться этот корабль, то оно представлено штатной 57-мм автоматической артиллерийской установкой А-220М, двумя 14,5-мм морскими тумбовыми пулеметными установками, турельной зенитной установкой «Гибка», комплектами ПЗРК типа «Игла-С», гранатометами. Набор оружия для противодиверсионной группы составят подводные автоматы и пистолеты, для корабля в ракетном исполнении - наши знаменитые «Калибры». «Это уникальный высокоманевренный и очень «зубастый» корабль», - отзывается о корветах проекта 22160 вице-премьер Дмитрий Рогозин. В свою очередь заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов отмечает, что созданные зеленодольскими судостроителями корабли - патрульные, ближней морской зоны, малые ракетные - уже стали предметом гордости Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота страны. Стоит отметить, что сразу после новогодних праздников на АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» состоялась торжественная церемония закладки нового патрульного корабля проекта 22160, получившего наименование в честь советского морского офицера, командира дивизиона сторожевых катеров Новороссийской военно-морской базы Героя Советского Союза капитана 3-го ранга Николая Ивановича Сипягина. Это шестой по счету и пятый в серии корабль, заложенный на стапелях предприятия. Как и предыдущие корвет будет оснащен новейшими средствами поиска, радиотехническим и гидроакустическим вооружением, а также средствами радиоэлектронного противодействия, получит высокие маневренные качества и достойную мореходность.

Уникальные инновации: как корабли проекта 22160 изменят тактику антипиратской борьбы
© ТК «Звезда»