Воздушно-десантный дьявол : как «Спрут-СД» научился с танками конкурировать

Вопрос оперативной высадки воздушно-десантных войск требовал и требует повышенного внимания к качеству военной техники. Особенно остро вопрос уникального функционала встает, когда воздушно-десантным войскам нужно собственными силами уничтожать бронетехнику противника. Судья и особенности воздушно-десантного танкостроения Создать средство для противодействия танкам противника с учетом всех имеющихся ограничений по масса и габаритам - высший уровень инженерной мысли. Однако вписаться в размеры и грузоподъемность транспортного самолета - не значит полностью выполнить поставленную задачу. Потягаться с танком в огневой мощи и мобильности для десантируемой техники задача непростая. Для выполнения задачи требуется не только совместить мощное противотанковое вооружение, обеспечить приличный уровень защиты, оснастить машину современными средствами связи и наведения, и самое главное - заставить все это ездить, стрелять, плавать и нормально работать после жесткого приземления. Последнее условие делает разработку десантируемой бронетехники, способной противостоять танкам противника особенно сложной. Копровые испытания бронетехники нередко приводят к тому, что отдельные элементы конструкции приходится перерабатывать, усиливать, изменять, а в отдельных случаях пересматривать всю конструкцию целиком. Первые отечественные разработки, связанные с особенностями десантируемой хорошо вооруженной бронетехники, берут начало еще в 70-х. Одной из первых машин, частично отвечавших требованиям воздушно-десантных войск стал легкий десантируемый танк Объект 934 Судья . По уровню оснащения и реализации вспомогательных приборов машина, созданная в рамках профильных ОКР отвечала многим требованиям перспективной бронетехники для огневой поддержки воздушно-десантных войск образца 1970 года. Однако очень быстро перед разработчиками и заказчиками такой бронетехники встал вопрос не просто поддержки десанта огнем, но и уничтожение хорошо защищенной бронетехники противника собственными силами, чего перспективный легкий Судья со 100-мм орудием осуществить не мог. Благодаря таланту сотрудников профильных КБ, к середине 1980-х на базе машины Объект 934 Судья разработчикам удалось создать уникальное техническое предложение - легкую десантируемую машину с противотанковой пушкой, способную не только перемещаться по пересеченной местности с высокой скоростью, но и при необходимости, вести огонь даже с воды . Снайперский Спрут Главным отличием противотанковой самоходной пушки от легких машин десанта стало 125-мм орудие 2А75. С помощью орудия с полной баллистикой отдельно взятые подразделения, в состав которых командование могло включать Спрут-СД , наделялись уникальными боевыми качествами, значительно облегающими подготовку и зачистку плацдарма в районе высадки, наступательные и оборонительные действия воздушно-десантных войск. Однако немедленному насыщению войск охотниками за танками помешали 90-е годы, сыгравшие свою роль в десятке перспективных и готовых к внедрению проектов для Вооруженных сил. Однако вопрос доработки и производства перспективной машины вновь был поднят в начале двухтысячных, и работа закипела с новой силой. За несколько лет были проведены государственные испытания, включавшие в себя не только гоночную езду , но стрельбы из надводного положения - во время пересечения машиной крупных водоёмов. Так же были проведены и копровые испытания, подтвердившие правильность конструктивных решений и стабильность работы бортовой электроники, систем вооружения и управления после жесткого приземления. Над зубами принятой на вооружение в 2005 году самоходной противотанковой пушки Спрут-СД подумали особенно тщательно. Для 125-мм орудия 2А75 разработали 15 различных боеприпасов: от осклочно-фугасных, до бронебойно-подкалиберных и бронебойно-кумулятивных выстрелов, способных постучаться в защищенный объект или корпус танка противника с расстояния в пять километров. На случай острой необходимости, если для решения текущих задач подразделениями ВДВ танковых выстрелов оказывалось недостаточно, в дело вступали управляемые ракеты. По сути, воздушно-десантные войска получили в свое распоряжение уникальную боевую машину, в которой танковая мощь и унификация по боеприпасам с основными боевыми танками совмещалась с высокой подвижностью легких боевых машин десанта. Командиры противотанковых взводов говорят, что Спрут-СД не просто противотанковая пушка, способная передвигаться своим ходом - это снайперская и диверсионная машина в одном. Спрут может не только засадные мероприятия организовывать, но и быстро менять позицию для ведения огня в случае обнаружения противником. Основные боевые танки российского производства тоже могут быстро менять позицию после выстрела, однако разница в массе, конечно, дает о себе знать , - отмечают военные. Особым образом военные отмечают способность боевой машины вести огонь при прохождении водных препятствий. Большой внутрикузовной объем, водометные двигатели, воздухонаполненные катки и волновой отражатель позволяют машине буквально с разбегу врываться в любой водоем или реку. Важно отметить, что этап государственных испытаний Спрут-СД проходил не в акватории модмосковных водохранилищ, а на Белом море практически в шторм - волнение моря, по словам военных, в этот момент было на уровне три-четыре балла. В 2018 году планируется развернуть серийное производство модернизированных машин этого типа. Спрут-СДМ1 , несмотря на схожесть с машиной предыдущего поколения, имеет целый ряд ключевых отличий. Модернизированное шасси взято от БМД-4М, переработана бортовая электроника, с помощью новой элементной базы машина интегрирована в АСУ тактическим звеном - это превращает универсального истребителя танков еще и в разведчика, способного передавать данные о цели другим подразделениям. Эксперты отмечают, что воздушно-десантные войска получили не просто средство поддержки десанта, а равную по огневой мощи танкам Т-72 и Т-90 боевую машину, способную решать задачи без привлечения дополнительных сил и средств. Без конкурентов Уже давно принято считать, что бронетехника - одна из наиболее насыщенных в плане конкуренции областей военной промышленности. Однако Спрут-СД и современная Спрут-СДМ1 находятся вне поля сравнения с зарубежными аналогами по одной простой причине - аналогичных по боевым качествам и возможностям машин десанта просто не существует. Единственными ближайшими конкурентами, по словам специалистов по экспорту вооружений, являются американские и европейские колесные танки с куда более скромным орудием. Само собой, о десантировании с борта военно-транспортного самолета в случае с бронетехникой американского и европейского производства речи не идет. Эксперты поясняют, что само понимание термина выброска боевой машины в армиях стран НАТО значительно отличается от того, что понимают под этим словом в России. Если в воздушно-десантных войсках СССР и России безопасное и быстрое десантирование из самолета достигалось хитрыми парашютными системами и аммортизирующими конструкциями, то Минобороны США и военные ведомства стран НАТО от разработок таких систем отказались вовсе, сосредоточившись на улучшении военной логистики. Сам же процесс десантирования по-американски в этом случае стоит переквалифицировать в доставку и разгрузку бронетехники . Кроме российских специалистов десантируемой бронетехникой занимаются только в Китае. Но в их распоряжении есть только легкие БМД, тяжелое вооружение на которых отсутствует. Некоторое подспорье в этом вопросе оказывают и колесные 105-мм самоходные пушки, но их проходимость несоизмеримо ниже гусеничной бронетхники , - пояснил в интервью телеканалу Звезда военный эксперт Василий Кашин. Специалисты отмечают, что совершенствование бортовой электроники, наличие 40 снарядов в боеукладке и чудовищная проходимость, помноженные на скорость и маневренность могут значительным образом сказать на противостоянии легких истребителей танков и основных боевых танков вероятного противника. Это обстоятельство, по мнению специалистов, так же может в значительной степени сказаться на экспортной судьбе машины.

Воздушно-десантный дьявол : как «Спрут-СД» научился с танками конкурировать
© ТК «Звезда»