Морская история Эстонии: о чем молчат останки кораблей
ТАЛЛИНН, 8 авг — Sputnik, Владимир Барсегян. На таллиннском побережье нет-нет да возникают, волею судеб и усилиями строителей, его активно осваивающих, новые исторические находки, способные значительно дополнить наши знания о жизни средневековых жителей нашей страны. Сейчас такие исторические сюрпризы подбрасывает "новый" прибрежный район столицы Эстонии Тиволи, у памятника "Русалке". Променад в ПиритаПамятник броненосцу "Русалка", в окрестностях которого были найдены останки старинного судна. Буквально на днях там была найдена часть лодки, на которой, по мнению археологов, в прибрежных водах совершали прогулки состоятельные жители Таллинна в 19-м веке. На это указывает, по мнению экспертов, такая тонкость, как наличие медных, а не железных заклепок, которые были бы характерны для лодок, перевозивших грузы. Ко всему прочему в пользу этой версии говорит и то, что ранее именно здесь на побережье находились клубы, специализировавшиеся на организации морских прогулок. Через какое-то время, возможно, мы увидим фрагмент этой лодки в качестве одного из экспонатов Морского музея, с сотрудником которого Романом Маткевичем Sputnik Эстония удалось встретиться и поговорить. Его называют "корабль из Маази" По словам Романа, сейчас в музее находятся два старинных судна. Одно — парусник, построенный более 450 лет тому назад, который нашли в 1985 году у побережья Сааремаа, неподалеку от бывшего орденского городища Маази. Роман рассказал, что оттуда и появилось название этого судна – "Маазилинна лаев", в дословном переводе – корабль городища Маази. Археологам удалось выяснить по результатам анализов и исследований остова этого корабля, что это судно эстонской постройки. Как утверждает научный сотрудник Морского музея Велло Мясс, это самый древний найденный корабль, построенный эстонцами. Экспонаты Морского музея Эстонии Если говорить об этом судне современным языком, то это был паром местного назначения, совершавший рейсы между материком и островами, корабль перевозил людей, скот и продукты сельского хозяйства. Потом это судно было сожжено — либо во время военных действий, либо на нем произошел пожар. Вот этот обгорелый остов был найден и поднят в 1985 году сотрудниками Морского музея, которые законсервировали и сохраняли его во временном сарае в Ориссааре (гавань у Ориссаарской дамбы, на Сааремааской стороне) в течение многих лет. И теперь он занял место в ангаре Лётной гавани Морского музея в качестве экспоната. "Пеэтер" и "Вильо" Второе старинное судно из коллекции Морского музея, это часть находки, сделанной в 2015 году на строительной площадке в Кадриорге, где были обнаружены остовы сразу двух старинных судов. Одно из них, по мнению специалистов, было построено в XIV, а другое в XVI веке. Судно, попавшее в музей, интересно тем, что при раскопках кроме его днищевой части был обнаружен большой фрагмент камбуза, причем с деталями кухонной утвари и даже остатками некоторых съестных припасов, которые на корабле были на момент кораблекрушения. Скорее всего, это было одномачтовое ганзейское судно "когг", которое было вынесено штормом на берег, останков членов команды не было обнаружено, поэтому можно предполагать, что людям удалось спастись. Посетители в Морском музее Эстонии во время Ночи музеев Когда судно было найдено, информация об этом разлетелась ко всем партнерам Морского музея, и с тех пор этот корабль, его консервацию и сохранение курируют также и специалисты английского музея, который занимается знаменитым кораблем Mary Rose, английской трехпалубной караккой, флагманом английского военного флота при короле Генрихе VIII Тюдоре. Корабль, который со строительной площадки в Кадриорге попал в Морской музей, назвали "Пеэтер", другой же, признанный специалистами менее интересным, получил название "Вильо" и был отвезен в гавань Хундипеа, где был вновь опущен на дно моря для его лучшего сохранения. Археологи знают это место и, когда придет время, возможно, вновь займутся его исследованием. Викинги с Сааремаа Конечно, в рамках нашего рассказа об обнаруженных на территории Эстонии старинных кораблях стоит упомянуть еще об одной находке, сделанной на острове Сааремаа. Два корабля викингов, которые были построены ориентировочно в середине VIII века, были найдены около деревни Сальме. Все началось с того, что рабочие, которые прокладывали электрический кабель, нашли человеческие кости и какие-то малопонятные для них предметы. Затем на место находки прибыла Марге Конса из Тартуского университета и нашла в этих вещах наконечник копья и игральные кости. Когда приступили к более тщательным раскопкам, были обнаружены следы корпуса боевой лодки длиной около 11,5 метров. Исследование уцелевших кусков древесины показало, что ее строили между 650 и 700 годами. Через два года буквально в ста метрах от первой находки, археолог из Таллиннского университета Юри Пеэтс обнаружил остов еще более крупного судна. В этих двух лодках найдены скелеты 40 человек, вместе с ними там же лежит их оружие и останки ритуально умерщвлённых животных. Корабли, скорее всего, были использованы для погребения воинов — викингов, напавших на островитян и погибших во время этой стычки. Кстати, обнаружение этих кораблей заставило специалистов задуматься о том, что эпоха викингов началась гораздо раньше, чем было принято считать до этого. Военная рабочая лодка Что же касается найденной нынче в августе на берегу Кадриорга "лодки", то Роман предполагает, что, судя по медным деталям, своеобразному расположению гнёзд для крепления банок (т.е. скамеек) для гребцов и упоров для их ног в днищевой части судна, вполне возможно предположить, что мы имеем дело с гребным катером или барказом русского парусного флота. На таких лодках гребцы, например, завозили якорь — есть такой маневр погрузки станового якоря на шлюпку и отвоза его на заданное расстояние в целях постановки судна на якорь. На принадлежность к военно-морскому флоту указывает и стыковка досок борта не в накрой, а вгладь. Так что скорее это была большая рабочая лодка многопушечного линкора, а не увеселительная для праздных горожан. Зачем им плыть в неспокойном море, когда приятнее кататься на лодочках в устье реки Пирита или на прудах и озёрах. И все это лишь некоторые эпизоды истории взаимоотношений, которые складываются у моря с человеком и построенными им кораблями. Самое интересное, что из таких эпизодов, произошедших только на территории Эстонии, может быть написана не одна книга, полная тайн, загадок и зовущая к приключениям. Справка Барказ (от итальянского barcaccia — большая лодка, слово перешло в голландский язык — barkas, оттуда при Петре I было заимствовано и в терминологии Русского флота) обычно использовался для перевозки мелких грузов и для завозки якорей при сложных манёврах в порту или узких проливах.