За беспилотниками проследят в режиме онлайн

С 1 марта 2026 года все гражданские беспилотники в России будут подключаться к единой системе цифрового онлайн-мониторинга ЭРА-ГЛОНАСС. Соответствующее постановление утвердило Правительство. Согласно документу, система будет хранить идентификационные номера воздушных судов, отслеживать высоту их полета и координаты. Для чего это нужно, и как систему планируют развивать в дальнейшем — рассказывает «Парламентская газета».

За беспилотниками проследят в режиме онлайн
© Парламентская газета

Первый шаг к «открытому небу»

Постановление вносит изменения в регламент работы информационной системы ЭРА-ГЛОНАСС, а именно: в механизм ее взаимодействия с обладателями и пользователями информации. Документ добавляет в уже имеющуюся редакцию три новых пункта.

Так, согласно новым правилам, беспилотники должны в обязательном порядке иметь на борту оборудование для автоматической передачи оператору опознавательного индекса устройства, его категории, высоты полета и координат текущего местоположения. Эта информация будет передаваться оператору ЭРА-ГЛОНАСС одновременно с данными о государственной регистрации гражданского воздушного судна. Таким образом, платформа будет владеть исчерпывающим перечнем сведений о том, какие именно беспилотные суда, какой категории и с какой целью находятся в воздухе.

Это позволит не только оперативнее согласовывать полеты, но и четко разделять БПЛА на «свои» и «чужие» и в случае обнаружения последних принимать соответствующие меры.

Новые правила будут распространяться на все виды беспилотников — взлетной массой в 0,25, 30, 115 килограмм и выше — кроме самых маленьких, массой менее 0,25 килограмма. Для них не будет являться обязательным получение опознавательного индекса воздушного судна.

Указанные правила не являются новшеством: ранее системы идентификации и онлайн-мониторинга беспилотных летательных аппаратов были успешно апробированы в 35 регионах. Как отмечают в самом ЭРА-ГЛОНАСС, они позволяют не только создавать прозрачные схемы использования беспилотной авиации, но и способствуют постепенному «открытию неба».

«Система идентификации на базе «ЭРА-ГЛОНАСС» позволяет устанавливать геозоны для полетов авиабеспилотников с возможностью масштабирования маршрутов, например, от нескольких сельхозполей и инфраструктурного объекта до территории целого региона, — рассказал генеральный директор системы Алексей Райкевич. — Такой подход станет инструментом постепенного открытия неба, смягчения запретов. Для масштабирования платформы в интересах развития беспилотной авиации мы тестируем и внедряем российский аналог DroneID — систему гибридной удаленной идентификации беспилотных воздушных судов в зонах без сотовой связи или инфраструктуры наблюдения».

От контроля до нейтрализации кибератак

Тестовый мониторинг, подчеркивают в Минтрансе, уже принес свои плоды. Так, например, одним из первых регионов, где развернули систему непрерывного контроля за БПЛА, стал Сахалин. Это позволило существенно расширить сферу применения беспилотников, успешно встроив их в важные управленческие и мониторинговые процессы. Например, в коммунальное хозяйство — этой зимой беспилотные воздушные суда активно используются местными властями для оценки состояния кровли жилых домов в Южно-Сахалинске.

В будущем систему мониторинга планируют развивать и насыщать новыми функциями. Так, по словам первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артема Шейкина, следующим шагом может стать появление в ней инструментов не только для контроля над БПЛА, но и для противодействия возможным рискам.

«Такая цифровая платформа сделает прозрачным все полеты дронов — госорганы на федеральном и региональном уровнях бесплатно получат данные о полетах и владельцах беспилотников, что позволит постепенно снимать вынужденные запреты и открывать небо, — подчеркнул сенатор. — Сначала система будет выполнять функции онлайн-мониторинга движения. Следующими шагами станут сервисы определения и нейтрализации кибератак, централизованного информирования, например, передачи команд о принудительной остановке движения».