Подключение к стратегическим задачам в сфере гражданской и боевой авиации в сибирском вузе  начинается с третьего курса

Сегодня доцент Иванов из политеха полон энергии и свеж как после курорта. Хотя в эту ночь толком не спал. В восемь утра Юрий прилетел из Москвы, где давал презентацию последних наработок своей лаборатории исполнительному директору ПАО "Яковлев" Василию Прутковскому.

Подключение к стратегическим задачам в сфере гражданской и боевой авиации в сибирском вузе  начинается с третьего курса
© Российская Газета

Потом подробно рассказал о результатах встречи директору института авиамашиностроения и транспорта Иркутского национального исследовательского технического университета Андрею Пашкову. И товарищей по трудам с авиационного завода надо было ввести в курс последних новостей. И своих сотрудников, конечно.

Свои уже включились на полную. Из-за спины доносятся их редкие, негромкие реплики. Это они, я так думаю, мозгуют над матрицей новой серии экспериментов. И судя по ровному звуку сверлильной машины, одно из испытаний проходит в настоящее время.

Всего в лаборатории "Цифровые технологии производства изделий из полимерных композиционных материалов" около десятка человек. Большинство из них пришли сюда на работу на третьем курсе - привлекла перспектива диплома на практическом материале.

В этом помещении их двое, и они-то как раз пришли эту лабораторию первыми после Юрия Иванова. Николай Чащин и Георгий Матлыгин. Путь их сюда складывался по-разному. Первый здесь со студенческих лет, а второй перешел в лабораторию с должности начальника технологического бюро по изготовлению инструмента на авиазаводе.

Но и схожие детали имеются. Ни одного ученого среди родителей трех доцентов, трех кандидатов наук не было. Но у одного отец вечно возился с мотоциклами, у другого восстанавливал пожарную каланчу у здания регионального управления МЧС. А Николай Степанович Иванов из маленького поселка Мишелёвка Усольского района собрал из списанных деталей да агрегатов трактор.

Юрий в девятом классе на очередной олимпиаде занял первое место по физике, второе по химии - и его забрали в лицей-интернат № 1, единственное в Иркутской области учреждение повышенного уровня подготовки с круглосуточным пансионом. Поступил сюда, в "политех". Совмещал учебу с работой инженером-технологом в отделе программного управления на авиазаводе. С пониманием основ производства пришло решение получить еще и экономическое образование.

- Хорошо сделать - это одно, - показывает он оказавшуюся под рукой плитку из нескольких слоев серебристых сплавов, - а внедрить - совсем другое. Потому что внедряется то, у чего хорошее соотношение "цена - качество". И я все свои наработки пропускаю через это требование.

В ту пору, когда Иванов делил свои сутки между домом, университетом и заводом, он разрабатывал технологии обработки деталей для учебно-боевого Як-130, для Су-30МК.

- Я тогда был в подразделении, которое занималось крупными алюминиевыми деталями, - продолжает Иванов. - Программировали, как из плиты сделать крылевые панели. И оставались контакты с моим научным руководителем Пашковым Андреем Евгеньевичем. А с выходом правительственного Постановления № 218 о создании высокотехнологичного производства в кооперации вузов и предприятий сошлось все, что надо было для создания таких лабораторий - люди, экспериментальная база и финансирование. Ну, и вы же понимаете, что это только одно из многих направлений работы, да и лаборатория наша в институте далеко не единственная.

Все это Иванов вспоминает, переставляя на столе в разном порядке четыре остроконечных сверла. Четыре "железки", кстати, имеют отношение к одной из задач, которые решала лаборатория и по которой он защитил свою кандидатскую диссертацию. Тема - оптимизация технологических параметров сверления отверстий в пакетах из углепластиков и титановых сплавов.

- Консоль крыла МС-21 прикрепляется к центроплану, - поясняет он. - Там нужно сделать очень много отверстий в многослойном "пироге" из разных материалов, каждый из которых требует определенной конфигурации сверла, определенного угла, под которым происходит обработка, определенной скорости вращения и так далее.

В общем, история это долгая, о многих интересных деталях хотелось бы рассказать, но попозже - сейчас их вовсе не обязательно знать всем.

По мере приближения к цели лаборатория несла потери. Два толковых сотрудника переехали в один хороший город на западе страны, где трудовой народ среди прочего занимаются производством беспилотников. Но горечь от ухода двух человек, в которые было вложено много душевных сил, у Иванова постепенно вытеснялась гордостью: знай наших! Главного-то они добились: на Иркутском авиазаводе получили технологию, которая дает качественные отверстия за одну операцию.

К достоинствам ее надо добавить то, что она исключает человеческий фактор, вернее, его негативные аспекты. Бывают же еще и позитивные.

- В чем состоит наша работа? - представляет свое видение на этот счет Георгий Матлыгин. - Мы должны за короткий период времени мобилизовать силы не только физические, но и интеллектуальные. Это как раз захватывает в командном поиске. И мы сейчас проживаем этот период. У всех появляется предновогоднее настроение, а у нас все сосредоточены на достижении результата. Никто не уходит отпуск. И это без какого насилия над собой.

Словом, сейчас лаборатория - словно тоннельный отряд при врезке перед проходкой очередного подземного коридора: дело привычное, но это не прогулка по цветочным полянам.

- На встрече в Москве, - доходит Юрий Николаевич до главного, - слушали наши наработки, искали возможность внедрения технологии не только на Иркутском авиационном заводе, но и на других предприятиях отрасли. На "Иле", на "Туполеве", в Комсомольске-на-Амуре. У предприятий отрасли проблемы схожие, и с небольшой доработкой можно внедрить на втором, третьем и четвёртом. Нам сказали: нужна уточняющая информация вот по этому пункту, по этому, по этому. Я взял недельку, сказал - подготовлю и отправлю. А дальше все пойдет по предприятиям.

Получается, что каждый мой вопрос по минутам выколупывает драгоценное время. Ладом, товарищ Иванов.