Специалисты НПО им. Лавочкина рассказали, когда на Луне появится российская электростанция
О самом сложном проекте – «Умной электростанции» на Луне и других планах на ближайшее десятилетие по освоению земного спутника и Венеры, рассказали на проходящих сейчас в МГТУ им. Баумана Королёвских чтениях.

Генеральный директор НПО им Лавочкина (предприятия, овеянного славой достижений советских ученых) Василий Марфин сначала вспомнил о том, какие космические аппараты (КА) этого НПО работают сегодня на орбите. Это и аппараты метеорологического назначения «Электро» и «Арктика», с которых Роскосмос получает картинки движущихся на Россию циклонов, которые поддерживают работу Северного морского пути. Это и астрофизический «Спектр-РГ», в январе перешагнувший гарантийный срок службы — 6,5 лет – и продолжающий передавать на Землю ценную информацию о Вселенной.
Особо коснулся Василий Марфин лунной программы, назвав ее «очень амбициозной и очень напряжённой». «Нам нельзя промахнуться», – сказал о ней гендиректор, слегка намекнув на прошлый промах с «Луной-25» в 2023 году, но не стал дальше развивать эту грустную и досадную для всех тему. Специалистам хотелось бы, конечно, чтобы огромных разрывов между запусками не было, а то ведь программисты, инженеры теряют компетенции, ожидая конкретной практической работы, а некоторые, устав ждать, и вовсе покидают отрасль. Взять, к примеру, «Луну-26», которую после «жесткой посадки» «Луны-25» поначалу хотели отправлять в 2026-м году, потом сместили «вправо» на 2027-й, а теперь она и вовсе «ушла» на 2028-й год. На «Луну-26» возлагается облетная миссия, после которой специалисты должны будут уточнить места посадки для следующих «Лун -27» (их будет две – в 2029 году «Луна-27А» будет отправлена на Южный полюс Луны, в 2030 году «Луна-27-Б» – на северный). Первые две машины, по словам Марфина, уже проходят различные испытания, идет изготовление летного образца «Луны-26», по «Луне-27» начинается работа.
А вот, что касается «Луны-28», старт которой, согласно нацпроекту «Космос» намечен на 2034 год, тут, по словам Марфина, начались какие-то дискуссии по поводу изменения назначения этой станции. В ИКИ РАН, куда мы обратились с вопросом, ответили, что слухи не обсуждают, мол «согласно нацпроекту, «Луна-28», как и прежде, предполагает полет на Луну, забор и доставку на землю лунного грунта».
Но самой сложной наукоемкой программой гендиректор «Лавочки» назвал миссию «Луна-30», которая тоже должна стартовать после 2030 года и которая пересекается с федеральной программой «Космический атом» в части научно-технического задела.
Результатом этого старта должна стать «Умная электростанция» на Луне.
«Это, наверное, пожалуй, самая сложная работа сейчас, имеющая максимальное количество и неопределённости, и низких уровней технологической и технической готовности...», – сказал об этом проекте Марфин. Наверняка для доставки на Луну электростанции, проект который разрабатывается сейчас атомщиками на основе малых АЭС типа «Елена», понадобится сверхтяжелый энергоноситель, способный выводить на низкую околоземную орбиту от 100 тонн грузов. Но выступавший ранее на тех же Королевских чтениях замгендиректора Роскосмоса Дмитрий Баранов сказал, что для таких ракет у Роскосмоса на данный момент времени нет ни целей, ни задач... Впрочем, поскольку в проекте по созданию лунной электростанции будет участвовать Китай, не исключено, что для доставки АЭС будет задействована китайская супертяжелая ракета-носитель, над создание которой в КНР сейчас активно работают.
***
Странной сестрой Земли назвал Венеру главный конструктор космического комплекса — «Венера-Д», начальник проектного комплекса НПО им. Лавочкина Олег Седых.
Он напомнил, что спустя почти 30 лет после этих событий, в 2026–2036 годах планируется создание целого ряд исследовательских космических аппаратов для исследования Венеры. Но самым комплексным космическим аппаратом, который нацелен на исследование не только её атмосферы, но и поверхности, является российский проект «Венера-Д», который сейчас запланирован на 2036 год.
Несмотря на максимальную похожесть двух планет – Венеры и Земли – и по массе, и по химическому составу компонентов, и по расположению в Солнечной системе, они имеют радикально разные свойства: температуру, давление, историю, особенности вращения, особенности атмосферы. Множества этих качеств до сих пор являются загадкой для ученых, как, впрочем, и история, и дальнейшая эволюция обоих планет.
К примеру, многие люди сейчас обеспокоены тем, что Земля может находиться сейчас в необратимом процессе парникового эффекта, а значит, может превратиться в аналог горячей Венеры.
Отдельный вопрос, по словам Седых, – обитаемость Венеры. Прежде всего речь идет об обитаемости в облаках на высотах 54–56 километров над ее поверхностью. Поскольку температура, давление и прочие характеристики аналогичные венерианской атмосфере, позволяют размножаться земным микроорганизмам, научное сообщество, которое уже было отвергло возможность жизни в атмосфере Венеры, сейчас постепенно вновь возвращается в эту дискутируемую область.
Причем сегодня речь идет не только о возможной жизни в атмосфере второй планеты от Солнца, но и на ее поверхности.
В свое время в интервью нашей газете сотрудник ИКИ РАН Леонид Ксанфомалити рассказывал об обработке старых снимков, полученных в 1975-1982 годах. Он обратил внимание на необычные структуры, которые очень медленно, но меняли свое положение с течением времени, и связал их с представителями гипотетической флоры и фауны Венеры. Вывод о существовании жизни на поверхности Венеры был сделан на основе обработки данных телевизионного эксперимента, выполненного на поверхности Венеры.
Нет, если рассуждать так, что жизнь на Венере, как и на Земле, должна основываться на углероде и жидкой воде и существовать при давлении в 1 атмосферу, тогда возможность найти венерианцев маловероятна. Но если отойти от привычной парадигмы и представить не углеродную, как на Земле, а азотную жизнь?
Отсутствие же воды на Венере, по мнению некоторых ученых, может быть компенсировано четвертым состоянием вещества – так называемым сверхкритическим флюидом, обладающим свойствами как газа, так и жидкости, в частности свойством растворять другие вещества. На роль такого «универсального растворителя» на Венере претендует двуокись углерода (СО2).