Триллион на три года: Роскосмос поучил деньги, чтобы успеть к разделу Луны

Правительство России опубликовало график финансирования мероприятий Национального проекта "Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

Триллион на три года: Роскосмос поучил деньги, чтобы успеть к разделу Луны
© Свободная пресса

За первые три года (с 2026 по 2028) «Роскосмос» получит, помимо обычного регулярного финансирования, ещё триллион рублей. Из них 287,418 млн – в 2026 году.

Общие расходы на нацпроект, по предварительным оценкам, превысят 4 триллиона рублей.

Как сообщил директор Института космических исследований (ИКИ) РАН академик Анатолий Петрукович, нацпроектом предусмотрено 16 запусков внеземных аппаратов по различным направлениям космической науки.

Первостепенное внимание – к Лунной программе.

- Предусмотрены как орбитальные, так и посадочные аппараты, которые позволят нам в течение ближайших десяти лет создать российский форпост на Луне, сотрудничая в том числе и с другими странами, - сказал Петрукович.

По прогнозу академика, в районе 2030 года начнётся целенаправленное освоение различными миссиями тех или иных участков поверхности – раздел Луны:

- Для первых посадок на Луне и мы, и американцы, и китайцы просто выбирали место поровнее, где-то в средних широтах. И всё равно многие аппараты переворачивались при посадке. А сегодня всех интересуют уже районы, важные с точки зрения дальнейшего развития. В наших приоритетах - приполярные районы, где, мы считаем, наиболее перспективно создание постоянных лунных баз. Там более щадящий тепловой режим: в смысле перегрева днём. Там в затенённых районах может быть лед под грунтом.

Со свободными местами возникнет проблема. В приполярных районах Луны ровных площадок не очень много. Кроме того, для постоянной связи надо, чтобы Земля была хорошо видна. Для питания солнечных батарей необходимо место, где достаточно солнечного освещения.

- Хороших мест остаётся не очень много. И конечно, за них будет конкуренция, потому что друг другу на голову никто садиться не будет, - резюмировал Петрукович.

Добавим к сказанному, что старт ближайшей автоматической российской станции «Луна-26» на орбиту спутника Земли (без посадки) запланирован на 2030 год, в то же время пилотируемая миссия США - Artemis II - с четырьмя астронавтами на борту облетит Луну уже в ближайшие недели, если не будет никаких ЧП.

Успеет ли Россия, благодаря вновь выделенным триллионам, к разделу лунного пирога? На этот вопрос «Свободной Прессы» ответил научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев:

- Ни в каком разделе Луны мы участвовать, естественно, не будем и даже не планируем, масштабы нацпроекта этого не предусматривают. Деньги заложены на четыре лунные научные станции, которые являются достаточно слабыми на мировом уровне. Ничего другого по Луне на ближайшие 10 лет не запланировано.

«Луна-26» выйдет на орбиту, две следующие попытаются сесть на поверхность и высадить там по маленькому луноходу. Эти две станции будут одинаковыми, одна из них - дублёр. На случай, если первая не сядет.

И четвертая станция – уже в районе 2035 года - должна осуществить доставку лунного грунта на Землю. То есть, ничего нового пока не планируется, идёт повторение того, что пройдено нами еще во времена СССР, а недавно сделал Китай.

Это означает, что Луну будут без нас делить.

«СП»: Выделенных триллионов недостаточно, чтобы догнать лидеров?

- Финансирование научной космонавтики сохраняется на том уровне, который и был. Мы заметили, что о Федеральной космической программе за минувшие 10 лет Роскосмос отчитываться не захотел, потому что отчитываться нечем.

Стартовавшая десятилетка будет такой же. Признаков, что есть желание что-то изменить, не наблюдается. Изменилась схема финансирования. У нас нет никакого финансирования, кроме бюджетного, но если оно раньше было заложено в одной федеральной программе, то сейчас разделено на государственную программу и на нацпроект, может быть – на ещё какие-то программы.

Это – те же самые деньги, которые теперь просто расписаны по разным бумагам. Вот выделяют сто рублей. Можно написать, что это – на освоение космоса, а можно написать, что – на космоса освоение. Это – такие бюрократические игры, от которых путаницы больше, но смысл тот же.

«СП»: К 2035 году, когда мы планируем доставку грунта «Луной-29», на планете с большой долей вероятности уже будут американская и китайская лунные станции, и астронавты с тейконавтами смогут накидать лопатами в возвращаемые корабли столько грунта, сколько захотят…

- Да, естественно.

«СП»: Зачем тогда будет нужен науке наш грунт?

- Ну видите ли, у нас есть очень большой институт – ИКИ РАН – и ему нужно давать работу. Что-то новое придумать они не могут, ускорить общечеловеческое движение за пределы Земли не получается. Ну, а повторение старого свидетельствует о том, что работа идёт. И это позволяет задействовать производственные мощности НПО Лавочкина (ныне – дочернее предприятие госкорпорации «Роскосмос», - «СП»).

«СП»: Академик Петрукович сказал о 16 станциях, лунных из них – четыре. Каким исследованиям будут посвящены остальные 12 аппаратов?

- Два телескопа «Спектр» (для исследования вселенной в рентгеновском диапазоне - «СП») и станция «Венера – Д» (которая должна сесть на поверхность планеты и проработать там половину суток до разрушения в агрессивной среде - «СП»). Остальные аппараты – не такие крупные, для менее заметных научных проектов ИКИ. Просто, чтобы было.

«СП»: Станция «Венера-Д» будет в одном экземпляре?

- Да, в одном. То есть, если что случится – будет как с «Луной-25», второй попытки не предусмотрено.

«СП»: Российская орбитальная станция, согласно планам, должна начать работу в 2028 году, но у нас в последнее время стало постоянной практикой «движение вправо». Что будет, если Роскосмос не успеет её построить в назначенный срок?

- Это – тяжёлый вопрос. В общем-то МКС будут разбирать постепенно. В 2028 году её начнут топить, и продолжат этим заниматься два года. Процесс ликвидации – достаточно длительный.

На те два года, пока МКС будут опускать, у РКК «Энергия» (ведущее российское ракетно-космическое предприятие - «СП») работы хватит. Но если за это время не появится РОС – возникнет перерыв в стартах, и что это гигантское предприятие будет делать – не понятно. Наверное, "Энергию" будут как-то субсидировать и поддерживать.