Пока «Байтерек» и «Ангара» готовятся сообща подвинуть SpaceX, сотрудничество продолжается - экипаж Crew Dragon-11 вернулся на Землю

Госкорпорация «Роскосмос» сообщила, что двигатель для ракеты «Союз-5» успешно прошел стендовые огневые испытания, и теперь ракета готова к лётным испытаниям. Готовый двигатель для этого старта уже передан производителем - Конструкторским бюро химавтоматики (КБХА, входит в НПО "Энергомаш" "Роскосмоса") на предприятие, которое собирает двухступенчатую ракету – в Самару.

Пока «Байтерек» и «Ангара» готовятся сообща подвинуть SpaceX, сотрудничество продолжается - экипаж Crew Dragon-11 вернулся на Землю
© Свободная пресса

Начато на «Энергомаше» и серийное производство двигателей для «Союза-5»

«Союз-5» входит в совместную российско-казахстанскую космическую программу «Байтерек». Эта ракета начала разрабатываться в 2010 году под маркой «Русь-М» и была усовершенствованным аналогом собиравшейся на украинском Южмаше ракеты «Зенит». Были даже планы сделать «Русь-М» совместным российско-украинским проектом.

После госпереворота в Киеве на этих планах был поставлен крест, а проект «Русь-М» приостановили, но в 2015 году его реанимировали под названием «Феникс», а в 2016-м было решено, что ракета войдёт в российско-казахстанский космический комплекс «Байтерек», включающий в себя «Союз-5» и модернизированный стартовый стол «Зенита» на Байконуре.

Любопытно, что сроки работ по «Союзу-5» практически не срывались с 2016 года. Тогда лётные испытания были запланированы на 2025 год, и сдвинулись они в итоге менее, чем на год. Правда, в 2017 году генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев заявил, что ракета будет готова к лётным испытаниям уже в 2022 году, но Казахстан не успевал подготовить стартовый стол, и сроки оставили прежними.

Согласно межгосударственным соглашениям по проекту «Байтерек», после летного испытания с «болванкой», первые три пуска «Союза-5» полезной нагрузкой обеспечивает Россия. Далее – с нас только ракеты, а спутники для транспортировки на орбиту аккумулирует Казахстан.

И здесь возникает вопрос: не стреляем ли мы в ногу сами себе, создав естественного конкурента для российской ракеты «Ангара»? На этот вопрос «Свободной Прессе» отвечает эксперт по аэрокосмическому бизнесу и праву, автор ТГ-канала Yuri’s Night Анастасия Медведева:

«СП»: Анастасия, полезная нагрузка для проекта «Байтерек» уже найдена?

- В открытых источниках я такой информации не видела. Тем не менее, поскольку у Казахстана нет собственной ракеты-носителя, я ожидаю что он сосредоточится на своих проектах по спутникам. Кроме того, есть много соседей по СНГ. Недавно президент Узбекистана сказал, что эта страна хочет запускать спутники. Возможно, по-добрососедски республики Средней Азии и Закавказья помогут друг другу и войдут в этот проект вместе, совместно будут обеспечивать запуски.

Однако сначала нужно полностью подготовить стартовый стол «Байтерека».

«СП»: Казахстан говорит, что всё готово, стартовая площадка «Зенита» модернизирована.

- В космонавтике говорят, что пока ракета не установлена – идёт работа. Поэтому мы ждём.

«СП»: Полезная нагрузка «Союза-5» значительно выше, чем у ракет класса «Союз-2», которые выводят пилотируемые корабли – 17 тонн против 8 тонн для одной и той же орбиты. «Союз-5» по полезной нагрузке является конкурентом «Ангары». Хватит тяжелых спутников или модулей на обе ракеты? Смогут два проекта уместиться на одной поляне с учётом того, что Россия ещё и санкциями обложена?

- Я думаю, что не будет конкуренции, потому что во-первых «Байтерек» - проект партнёрский, во-вторых «Союз-5» и «Ангара» стартуют с разных космодромов. В зависимости от назначения, будут запускать или оттуда, или отсюда.

У Казахстана есть программа по созданию международной площадки для запуска спутников, они собираются на этом зарабатывать, Россия будет получать свою часть – за носители.

Пуски при помощи мощностей SpaceX сложны в том смысле, что груз сначала нужно поставить в очень длинную очередь, там очень много желающих. По факту сейчас SpaceX обеспечивает пусковыми услугами весь мир.

А в России и Казахстане пусковые услуги могут быть и дешевле, чем у SpaceX, и осуществляться более оперативно. Думаю, что те, для кого важно, чтобы спутник улетел скорее, предпочтут «Ангару» или «Союз-5».

Поэтому не нужно сейчас спекулировать на конкуренции между двумя нашими ракетами, в рамках СНГ удобнее запускаться с Байконура или космодромов «Роскосмоса», а дальше могут подтянуться и другие дружественные страны, - сказала Анастасия Медведева.

В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС. Американский корабль Crew Dragon с миссией Crew-11 приводнился у побережья Калифорнии. В экипаже – заболевший, и возвращение это - досрочное, "по медицинским показаниям". Подобное произошло впервые за 25 лет работы Международной космической станции.

Имя заболевшего астронавта и предварительный диагноз не раскрываются, но вернулась вся миссия: это американцы Зина Кардман и Майк Финк, астронавт JAXA Кимия Ю и космонавт "Роскосмоса" Олег Платонов. Сейчас на борту МКС остаётся команда из трех человек: двое россиян и американец.

Накануне отлета миссии Crew-11 командование МКС от астронавта Майкла Финка принял российский космонавт Сергей Кудь-Сверчков. По традиции Финк передал новому командиру символический ключ от МКС, а потом прозвучал удар в корабельный колокол.

В NASA заявили, что сотрудничество с Россией обеспечивает уверенность в сохранности МКС. «У нас есть американец на борту, когда мы летаем на "Союзах", космонавты "Роскосмоса" летают на наших кораблях", - отметил Глава агентства Джаред Айзекман.

Для «Свободной Прессы» экстренную ситуацию прокомментировала Анастасия Медведева.

- Впервые на МКС знаний космонавтов не хватило, чтобы решить медицинскую проблему. Значит, нужно учитывать при наборе в отряд космонавтов возрастающую роль врачей в экипаже.

На станции остались три очень высококвалифицированных специалиста, которые проходили обучение на всех сегментах, в странах, которые обеспечивают станцию оборудованием. Сегодня в новостях прошел сюжет, где японский астронавт выключил свет на своем сегменте и как будто бы спрашивает, что же теперь будет с японским оборудованием.

Так вот те три человека, которые остаются на станции, тоже могут им оперировать при необходимости. Когда мы говорим о взаимозаменяемости, то знаем, что российские космонавты не зря летают в НАСА, европейский центр подготовки астронавтов в Кёльне, в Японию, и даже обучаются работе с канадской робото-рукой. Точно так же зарубежные партнёры у нас в Звёздном городке учатся работать на российских сегментах станции.

Есть и взаимозаменяемость на уровне поставок грузов на МКС. Когда стало известно, что стартовый стол «Союза» на Байконуре нуждается в ремонте, американцы изменили график полетов грузовых кораблей Dragon, теперь они обеспечивают станцию.