До прихода римлян посещение общественных бань в Помпеях было занятием малоприятным — вода там была загрязнена потом и мочой.
Древние Помпеи принято считать типично римским городом, тем более расположены они были всего в 240 километрах к юго-востоку от самого Рима. Однако бо́льшую часть своей истории Помпеи находились под контролем самнитов, обладавших самобытной культурой. Только после 80 года до н. э. город стал римской колонией — всего за 160 лет до того, как он был погребен под вулканическим пеплом Везувия.
Тем не менее, как и римляне, самниты, судя по всему, любили банные процедуры. Примерно после 130 года до н. э. они построили как минимум две общественные бани — Стабиевы и Республиканские термы.
По минеральным отложениям археологи и геологи сумели оценить качество воды, в которой купались посетители этих бань. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Оказалось, что вода там оставляла желать лучшего.
«Вода в горячем бассейне Республиканских терм имела низкие значения стабильных изотопов углерода, что указывает на большое количество органических веществ», — говорит ведущий автор Гюль Сюрмелихинди из Майнцского университета в Германии.
При этом анализ отложений в 40-метровых колодцах, питавших бассейны, следов органики почти не выявил. «Это означает, что загрязнение происходило непосредственно в бассейнах», — объясняет исследовательница. Источником, скорее всего, были пот, кожное сало и даже моча купальщиков.
Ученые предполагают, что тому была веская причина. Подъем воды из глубоких колодцев с помощью системы ведер был медленным и трудоемким процессом: по оценкам, за час можно было достать лишь от 900 до 5000 литров. Этого хватало, чтобы полностью обновить воду в банях всего один-два раза в день.
Ситуация изменилась при римлянах. Всего за несколько десятилетий они построили акведук, чтобы снабжать Помпеи водой из природных источников примерно в 35 км к северо-востоку от города.
«Складывается впечатление, что строительство акведука было не только приоритетом, но и вопросом престижа: если в одном городе он есть, другой тоже хотел его заполучить», — отмечает Сюрмелихинди.
По оценкам исследователей, акведук подавал в Помпеи около 167 000 литров воды в час — этого было достаточно, чтобы обновлять воду в общественных банях гораздо чаще, а также обеспечить питьевой водой жителей.
Подтверждением гипотезы о возросшей гигиеничности бань стали отложения римской эпохи из стоков Стабиевых терм — в них Сюрмелихинди и ее коллеги нашли гораздо меньше органического углерода. Это говорит о том, что пот и моча в воде присутствовали в минимальных количествах благодаря частой замене воды в бассейнах.
Правда, это не значит, что акведук сделал население Помпей здоровее. Поданная по нему вода распределялась по городу по свинцовым трубам, тогда как до этого жители пили дождевую воду, собранную с крыш — возможно, не такую чистую, но без примесей свинца.
Со временем загрязнение свинцом должно было уменьшиться, поскольку внутренние поверхности труб покрывались минеральными отложениями, и вода переставала контактировать со свинцом. Но по мнению некоторых исследователей, при ремонте водопровода и замене участков труб уровень свинца в воде снова мог резко возрастать.
«Элита Помпей, вероятно, была в лучшем положении, — полагает археолог Дункан Кинан-Джонс из Манчестерского университета. — Они жили в домах с большими атриумами, где наклонные крыши направляли дождевую воду в цистерны. Бедняки, часто обитавшие прямо в своих лавках, больше зависели от воды из уличных фонтанов, которая могла быть загрязнена свинцом».