Космический позор: Россия соревнуется по запускам ракет с Новой Зеландией
Более 60 лет наша страна гордилась двумя вещами, которые не оспаривались никем в мире – это космос и балет. Насчет последнего, возможно, так и осталось, а вот в космосе…
Космическая гонка вышла на новый уровень: за лидерство во внеземном пространстве ожесточенно борются США и Китай. Сможет ли в это соперничество вклиниться Россия? Смотрим на то, что произошло в 2025 году в космонавтике, и делаем выводы.
В 2015 году Россия занимала 1-е место по числу космических запусков: 25 - у РФ, 20 - у США, 19 - у КНР. Теперь же, по итогам 2025 года, мы оказались на 3-4 месте, разделив его с Новой Зеландией (!). В 2025 году Россия осуществила 17 запусков, что в 11 раз меньше, чем у США (181 запуск), и в 5,5 раза меньше, чем у Китая (93 запуска).
Близко к позору… Со страной Королева и Гагарина стал конкурировать остров! Как менялась ситуация с запусками и как они происходили за всю историю космонавтики можно посмотреть здесь.
Как часто бывало в других сферах, мы сами вырастили себе конкурента, более того, отдали ему пальму первенства. Вернее, продали и не за очень дорого. Дело в том, что долгие годы Россия поставляла в США ракетные двигатели. По состоянию на конец 2024 года, всего в США было поставлено: РД-180 – 130 шт. РД-181 – 17 шт.
Российский двухкомпонентный жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащённый двумя камерами сгорания и двумя соплами, использовались для запусков американских ракет-носителей
Atlas V и Antares. Причём значительная часть запусков была выполнена в интересах Космических сил США для вывода на орбиту военных и разведывательных спутников, а также спутников связи. То есть той самой военно-космической инфраструктуры США, которая сейчас в ежедневном режиме работает против России, используется для разведки, целеуказания и наведения при атаках на российские объекты.
Как в 1996 году проект РД-180 выиграл конкурс на создание и продажу двигателей для ракет-носителей США «Атлас-3» и «Атлас-5», так все это время двигатели и поставлялись!
Российская космическая промышленность, конечно, заработала какие-то средства. Но не очень значительные, думаю. 101 РД-180 обошелся США в 1 млрд долларов по ценам 2018 года.
Если вычесть из этой суммы себестоимость изготовления, то доход производителей, вероятно, измеряется десятками, а в лучшем случае, сотнями миллионов долларов. Что, весьма вероятно, значительно меньше ущерба, нанесённого России от американской военно-космической инфраструктуры, выведенной на орбиту при помощи российских двигателей и осуществляющей разведывательное сопровождение регулярных ракетных и БПЛА-атак на российские промышленные объекты.
А несколько лет назад США освоили самостоятельное производство двигателей, аналогичных по характеристикам нашим, и больше не нуждаются в услугах российской космической промышленности.
Если брать чисто 2025 год, то впечатлил Китай, который сделал 93 запуска и увеличил по сравнению с 2024 их количество (причем успешных) на 30%. В РФ же все стабильно: как было 17 запусков в 2024-м, так 17 и осталось в 2025-м. Вот так тихо и незаметно китайская космонавтика по числу пусков превзошла российскую почти в 5,5 раза.
Ситуация в Роскосмосе, скажем прямо, не ахти. Хотя именно от 2025 года ждали многого. Ожидался запуск ракеты «Союз-5».
Новую эру в мировой космонавтике она вряд ли могла открыть: это результат модернизации ракеты «Зенит-3», которая, в свою очередь, выросла из советской «Энергии», носившей на себе «Буран». Тем не менее, уже что-то.
Летом глава Роскосмоса Дмитрий Баканов обещал запустить «Союз-5» с Байконура до конца года, а в а в середине ноября уверял, что старт состоится «в течение нескольких недель».
Но 26 декабря министр искусственного интеллекта и цифрового развития Казахстана Жаслан Мадиев («Союз-5» должен летать в рамках российско-казахстанского проекта «Байтерек») заявил, что старт переносится на первый квартал 2026-го: ракету и стартовый комплекс отправили на дополнительные проверки.
В общем, 2025 год обнадёживающих перспектив не открыл. Глава ведущего предприятия космической отрасли РКК «Энергия» Игорь Мальцев открыто признал плачевное состояние корпорации: задел, созданный советскими главными конструкторами, проеден, обещания оказались несбыточными, а сроки сорваны. Зато накоплены многомиллионные долги.
Добила Роскосмос череда технических неудач. 27 ноября реактивная струя ракеты «Союз» вырвала из стартового стола подвижную кабину обслуживания массой 114 тонн. Теперь запуски пилотируемых кораблей и грузовиков «Прогресс» к МКС невозможны до завершения ремонта. В Роскосмосе обещают все починить ближе к весне.
А в декабре не состоялся единственный запланированный на 2025 год запуск ракеты «Протон-М»: после установки ракеты на стартовый стол были выявлены неполадки в разгонном блоке. Старт отложен на неопределенное время.
Какие выводы из всего этого можно сделать? При запуске любого проекта его эффективность и выгоды необходимо оценивать на протяжении всего жизненного цикла.
Часто бывает, что проекты, несущие выгоду на первом этапе, оказываются убыточными в долгосрочной перспективе. В дальнейшем при оценке подобных проектов логично каким-то образом учитывать и ущерб от усиления военно-космической инфраструктуры вероятного противника, и риск взращивания конкурентов.
Если бы это учли в свое время, то, возможно, сделали бы упор на сервисной модели: не продавали бы в США двигатели для ракет-носителей, а самостоятельно строили бы ракеты и осуществляли бы совместные запуски, но исключительно гражданских спутников, не представляющих угрозу для России. Альтернативных вариантов у США на тот момент особо не было.
Но история не терпит сослагательного наклонения. А умные как известно учатся на своих ошибках и их учитывают. Китай показывает пример. Он поставил создание новых ракет на поток. Раньше клепали кроссовки, теперь, можно сказать, клепают ракеты. Причем свои.