В Петербурге запустили эксперимент по курьерской доставке интернет-заказов с помощью роботизированных грузовых устройств - роверов. Пока серьезных инцидентов с ними нет. Но с ростом числа таких роботов проблемы неизбежны, и над их решением необходимо подумать заранее.
Пилотным районом для роверов в Петербурге стал самый крупный - Приморский. Главным образом потому, что здесь много новых жилых кварталов с широкими тротуарами и удобными дворами. Сейчас 17 беспилотных доставщиков развозят заказы сервиса "Яндекс Лавка" в пяти микрорайонах. Сегодня роботы выполняют примерно 11 процентов от общего количества заказов в этих локациях. В следующем году они появятся и в других спальных районах Петербурга, а также начнут выполнять заказы иных сервисов. Выбор новых локаций происходит исходя из спроса и наличия пешеходной инфраструктуры, пояснили "РГ" организаторы эксперимента. Возможные маршруты доставки они согласуют с властями с учетом требований безопасности.
Каждый робот способен перевозить до 25 кг груза в отсеке объемом 61 литр, который можно разделить надвое перегородкой для выполнения сразу двух заказов. На одном заряде электрический ровер может пройти до 70 км со средней скоростью 4 км/ч. Среднее время пути к заказчику в Петербурге сегодня составляет 18 с половиной минут. Роверы оснащены лидарами (световыми радарами), распознающими окружающую обстановку, дорожные знаки и разметку в радиусе 100 метров, и мощным управляющим компьютером. Они способны двигаться как полностью в автоматическом режиме, так и под руководством оператора, который одновременно может "присматривать" за несколькими беспилотниками.
У некоторых горожан, кто впервые видит эти устройства, они вызывают умиление и даже желание "помочь" при возникновении сложностей. В Сети с прошлой зимы крутится ролик, на котором сердобольные москвичи вытаскивают ровер, забуксовавший в сугробе. Между тем речь идет о достаточно тяжелой машине, собственный вес которой превышает 60 кг. Пытаться поднять ее или подвинуть категорически не рекомендуется. И, прежде чем прикасаться к ней, следует помнить, что робот может расценить это как попытку ограбления и поднять тревогу. Кстати, стоимость самого ровера составляет около трех миллионов рублей, то есть как у новой бюджетной иномарки.
По умолчанию беспилотники двигаются по тротуарам и пешеходным зонам, но им в любом случае приходится пересекать дороги, что происходит только на регулируемых пешеходных переходах с соблюдением ПДД.?Причем делают они это как... живущие в городе бродячие собаки. Как рассказал эксперт по дорожному движению Дмитрий Попов, наблюдавший за аналогичными роботами в Москве, при отсутствии прохожих ровер не выезжает на "зебру" даже на свой зеленый, а терпеливо ждет появления людей, и пересекает дорогу только вместе с ними, фактически прикрываясь пешеходами, которых пропускает водитель.
Что ж, такой алгоритм вполне оправдан - ведь ровер не является ни человеком, ни транспортным средством. Его правовой статус в законе отсутствует. А значит, непонятно, кто и в какой степени будет нести ответственность в случае столкновения с роботом, как будут покрываться материальный ущерб или ущерб здоровью людей.
Начальник 2-го отдела управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Константин Яковлев на заседании транспортной комиссии городского Заксобрания, где обсуждался этот вопрос, подчеркнул, что сотрудникам дорожной полиции необходимы однозначные правовые основания, чтобы правильно квалифицировать и оформлять инциденты с участием роверов. В том, что рано или поздно они случатся, сомнений нет.
"Является ли это дорожным транспортным происшествием или это уже дело участкового (полицейского) или гражданско-правовых отношений? Нам как исполнителям нужен четкий инструмент, по которому мы должны работать", - сказал Яковлев.
Аналогичная ясность нужна и участникам дорожного движения. Отдельный блок вопросов возникает и к безопасности перевозок в "железных ящиках на колесах", как шутливо предложил именовать роботов в полицейских протоколах один из экспертов. Как исключить вероятность того, что в грузовом отсеке ровера окажется что-то запрещенное или управление устройством будет перехвачено злоумышленниками? Достаточно ли для этого возможностей компании-владельца и действующих норм закона? Ответы на эти и многие другие вопросы должен дать экспериментальный правовой режим, который разрабатывается на федеральном уровне. Ведь наземные беспилотные системы в опытном режиме запущены уже в 36 регионах страны. К концу 2027 года количество только роботов-доставщиков должно превысить 20 тысяч.
Заранее подстелить законодательную соломку нужно хотя бы потому, что первое же серьезное ЧП с роботом вызовет негативный резонанс, способный помешать нормальному развитию этой технологии.
У горожан роботы вызывают умиление и желание помочь
А пока петербургские законодатели и эксперты настаивают на том, что на роботов в доставке должны распространяться все те правила, которые в уходящем году установили в городе для живых курьеров. В том числе обязательное нанесение идентификационного номера, позволяющего зафиксировать поведение конкретного устройства. Как и курьеры, роверы не должны портить благоустройство, сокращая путь с помощью движения по газонам и скверам. Они ни при каких условиях не должны заезжать в запретные для двухколесных или пеших курьеров зоны, установленные в 2025 году. Кроме того, предлагается установить на роботах видеорегистраторы с сохранением записи и интегрировать видеопоток с камер дронов в систему "Безопасный город". Чтобы робот, помимо своей основной функции, помогал фиксировать происшествия и вносил вклад в поддержание общественного порядка на городских улицах.
Кстати
Первые роботы-доставщики Яндекса появились в Москве в 2019 году. Сейчас кроме двух столиц они работают в Мурино (Ленобласть) и в Иннополисе (Татарстан). В 2025 году роботы выполнили уже более 250 тысяч доставок.