Лучшие обманщики в природе: мухи, подражающие шмелям

В дикой природе повсюду царит обман. Животные и растения регулярно «лгут» и манипулируют друг другом для собственной пользы, но некоторые виды заходят в этом деле дальше, чем другие. Портал theconversation.com рассказал, как один вид насекомых научился подражать шмелям — вплоть до их предпочтений в цветах.

Лучшие обманщики в природе: мухи, подражающие шмелям
© Unsplash

Мимикрия чаще всего используется для самозащиты. Безобидные животные эволюционируют таким образом, чтобы внешне походить на опасные виды, и тем самым избегают хищников. Некоторые животные могут мимикрировать даже под несколько видов одновременно. Но мимикрия также бывает и агрессивной: опасные животные могут маскироваться под мирных, чтобы заставать добычу врасплох или красть пищу.

Иногда мимикрия может быть половой. Так, цветы, вроде офриса пчелоносного, подражают внешнему виду самок насекомых, чтобы приманивать самцов, которые, сами того не зная, опыляют растения. А синежабрые солнечники принимают более темный окрас самок, чтобы прокрадываться в гаремы ярко окрашенных самцов и спариваться с ничего не подозревающими самками. Наконец, самки некоторых стрекоз мимикрируют под самцов, просто чтобы те не надоедали им.

Но порой внешнего сходства между видами недостаточно — определенные мимики подражают и поведению своих моделей.

Для примера можно взять мух-журчалок. Некоторые из них, вроде Temnostoma, очень хорошо имитируют другие виды. Но в их маскировке под шершней есть один фатальный изъян — типичные для мух короткие антенны на голове. У шершней они должны быть длинными. Поэтому Temnostoma подражает постоянно шевелящимся антеннам шершней, двигая передними ногами у головы. Причем из-за этого у передних ног этого вида журчалок даже изменился цвет, с оранжевого на черный.

Прочие мухи-журчалки, например, подражают манере полета своих моделей. Бабочки, мимикрирующие под других, ядовитых бабочек, тоже так делают, как и пауки, подражающие походке муравьев и ящерицы, имитирующие жуков. Но журчалки, маскирующиеся под шмелей, выводят поведенческую мимикрию на новый уровень.

Шмели любят синие и фиолетовые цветы, тогда как шершни, одиночные пчелы и большинство мух обычно тяготеют к желтым и белым. Хищник, обладающий острым зрением, теоретически может распознать вкусную муху, даже если она выглядит как пчела, просто по оттенку цветка. Поэтому журчалки-мимики, подражающие шмелям, тоже поменяли свои предпочтения.

Вероятно, в процессе эволюции они выработали привычку находиться в правильных местах, чтобы их маскировка выглядела более убедительной. Но, конечно, есть и вероятность, что журчалки посещали синие цветы и до того, как эволюция превратила их в мимиков. Так они могли приблизиться к шмелям, что теоретически и могло послужить отправной точкой для мимикрии.

Но почему такая степень подражания поведению наблюдается только среди тех мух-журчалок, что мимикрируют под шмелей? Есть одно возможное объяснение. Для того, чтобы защитная мимикрия выполняла свою функцию, у хищников должен быть как минимум один негативный опыт от попытки съесть что-то яркое и жужжащее, желательно с неприятными последствиями. Животное понимает, что лучше избегать ярких цветов в будущем. У всех шершней примерно одна и та же цветовая схема, потому что один четкий предупредительный сигнал лучше, чем много разных.

Обязательно ли лучшие притворщики должны походить на самую неприятную добычу? На самом деле, в реальности часто складывается обратная ситуация. Недавние опыты показали, что, если модель мимика очень нежелательна для хищников, то даже отдаленного сходства достаточно, чтобы они избегали мимика. Чем ярче и четче предупредительный сигнал, тем проще безобидным шарлатанам эксплуатировать маскировку.