Когда мы ночуем в новой квартире или отеле, нам часто снятся странные сны. Кому-то снится абсурдный набор событий, кому-то — гиперэмоциональные сцены, которые запоминаются до деталей. «Рамблер» разобрался, что происходит с мозгом, когда мы спим на новом месте, и почему это делает сны такими насыщенными.
В сомнологии этот феномен давно имеет название — «эффект первой ночи» (first-night effect). Это типичное изменение структуры сна в незнакомой обстановке. Метанализы и обзоры, опубликованные в ESRS, показывают, что в первую ночь на новом месте у большинства людей:
В 2016 году группа Масако Тамаки провела серию экспериментов с ЭЭГ и МРТ и показала, что при первом-ночном эффекте две половины мозга спят по-разному. Левое полушарие во время глубокой фазы сна остается более активной и сильнее реагирует на звуки, чем правая, сообщается в исследовании ResearchGate. Авторы назвали это феноменом «ночного дозора» одного полушария:
Европейское общество исследований сна описывает это как адаптационную реакцию: мозг как бы подстраховывается и специально не дает нам провалиться в глубокий сон, чтобы убедиться, что среда безопасна. Это состояние повышенной настороженности не позволяет нам качественно отдохнуть, но именно в таком «рваном» режиме чаще запоминаются сновидения.
Закон Каннингема: простой психологический трюк, который заставит любого разговориться
С точки зрения нейрофизиологии сновидения тесно связаны с фазой REM-сна. Обзор по нейрофизиологии сновидений показывает: если разбудить человека во время его пребывания в глубокой фазе сна, процент воспоминаний будет низким, тогда как из фазы быстрого он вспомнит сны примерно в 70–80 процентах случаев.
Этому способствует особая активность мозга в быстрой фазе: в ней сильнее активируются лимбические и мотивационные зоны, связанные с эмоциями и значимостью опыта. Об этом говорится в исследовании Psychiatria Fennica.
Новые звуки, запахи и свет: как среда встраивается в сюжет сна
Новая комната — это всегда другой набор стимулов:
Часть этих стимулов мозг продолжает регистрировать и во сне. Эксперименты показывают, что внешние сигналы могут встраиваться в содержание сновидений: например, запах дыма повышает вероятность снов о пожаре, а звуковые стимулы или вспышки света могут стать элементами сюжета. Мозг также пытается интерпретировать странные ощущения, например, жесткость нового матраса, внутри сна, отчего он становится более причудливым. Поэтому именно в первую ночь такие впечатления максимально сильные и яркие — потом система привыкает.
В новой обстановке к физиологическим факторам добавляются еще психологический и гормональный фон. Ведь чаще всего смена спального места связана с каким-то волнительным событием:
Даже небольшое повышение уровня кортизола и адреналина усиливает эмоциональную переработку в мозге. Во время фазы быстрого сна активность амигдалы и других эмоциональных центров возрастает, и переживаемые днем чувства становятся «сырьем» для более интенсивных, эмоционально окрашенных снов. Мозг буквально «репетирует» возможные сценарии развития событий, комбинируя реальные тревоги с новыми сенсорными впечатлениями.
Наиболее чувствительны:
Полностью убрать первый-ночной эффект практически невозможно — это встроенный защитный механизм. Но его можно смягчить. Для этого:
Таким образом, когда мы спим в новой комнате, одновременно включаются несколько механизмов. В итоге нам кажется, что сны становятся насыщеннее и запоминающееся. На самом деле это просто-напросто реакция мозга, который проверяет обстановку и параллельно продолжает выполнять свою задачу — перерабатывать дневный опыт во сне.
Ранее мы делились техниками, которые помогут победить тревожные мысли.