От наличных до квантов: как изменятся деньги будущего?

Будущее денег во всем мире определяют сразу несколько мегатрендов. Это и усиление контролирующей роли государства и центральных банков, и растущая фрагментация финансового пространства, и даже персонализация и растущая конкуренция. Особая роль принадлежит драйверам технологическим — демократизации искусственного интеллекта, токенизации, блокчейну и, конечно же, цифровизации. Именно они лежат в основе коренной трансформации бизнес-моделей, продуктов, сервисов и инфраструктуры финансового рынка. Какими будут деньги будущего? Изменятся ли стратегии инвестирования и накопления, и какие вызовы ждут россиян при денежных операциях? Эти и другие вопросы обсудили участники панельной дискуссии «Деньги будущего», состоявшейся в рамках Х Международного форума Финансового университета при Правительстве РФ.
Наличные или цифровые
Одной из ключевых развилок финансового рынка остается растущий разрыв между «безналом» и наличными деньгами. В будущем он неизбежно увеличится — сегодня 65% россиян предпочитает безналичные транзакции, за последние пять лет их число выросло на 11%, свидетельствует представленное в рамках встречи исследование ВЦИОМ.
«Прогресс безналичных платежей налицо, и он продолжается. При этом наличные не исчезли, значительная часть современников не хочет от них отказываться», — отмечает Валерий Федоров, генеральный директор Аналитического центра ВЦИОМ.
Тренд связан с активным развитием новых способов, систем, приложений для безналичных переводов и платежей. Поддерживает его и развитие экосистемы децентрализованных финансов (DeFi), включая «ползучую» нормализацию криптовалют — последние подразумевают исключительно цифровой формат операций.
«Криптовалюта прочно вошла в нашу жизнь, даже заняла определенное место в нашей повседневности», — уточняет Валерий Федоров.
«Возможно, экономика распадется на условно белую и серую зоны. В белой будут истории с абсолютной прозрачностью, в том числе на базе цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ), и будет серая зона с приватными коинами или бартером токенизированных активов», — добавляет Руслан Юсуфов, футуролог, управляющий партнер MINDSMITH.
Вместо людей — машины
В будущем изменится состав участников денежного обращения: вполне вероятно, что деньги будут не у людей, а у машин.
«Деньги эволюционируют из средства обмена между людьми в протокол распределения ресурсов между автономными агентами», — поясняет Руслан Юсуфов.
Данный процесс станет началом формирования новой экономики, где человек перестанет быть инициатором транзакций, а доминировать будут высокочастотные микроплатежи без процедур KYC.
«Исторически эволюция денег — от бартера к ракушкам, монетам, картам и пр. — была направлена на удобство человека. Следующий этап — удобство не для людей, а, например, для тех же ботов», — считает Юсуфов.
На высоких скоростях
К чему стоит готовиться в будущем, так это ко все более быстрым изменениям, в том числе это касается денег.
«Мы живем в необычное время, денежная эволюция происходят со все возрастающей скоростью», — отмечает Артем Генкин, профессор, доктор экономических наук, президент АНО «Центр защиты вкладчиков и инвесторов».
Он напоминает, что банковские карты появились всего лишь в 70-е годы ХХ века, а современная молодежь и вовсе застала настоящий водопад инноваций — от криптовалюты, NFT и стейблкоинов до оплаты улыбкой как квинтэссенции прогресса.
Изменения в сфере денежного обращения будут не только стремительными, но и разнонаправленными. Уже сейчас к использованию тех же наличных денег формируются разные подходы в зависимости от особенностей страны/региона. Так, в одно и то же время, в 2023–2024 гг., в Южной Корее появился закон, по которому торговые предприятия могут не принимать наличные, а в Швейцарии, наоборот, дебатировался обратный закон, что у потребителя есть священное право расплачиваться наличными, напоминает эксперт.
«Все это должно уложиться в сознании людей», — уточняет Артем Генкин.
Темпы развития технологий опережают способность человека освоить их в полной мере, согласна Ирина Гильдебрандт, директор по развитию SBS Consulting. А значит, нужно готовить людей к тому, что их ждет.
«Очень важно, чтобы программы повышения финансовой грамотности успевали адаптироваться к тем изменениям, которые существуют», — напомнила Ирина Гильдебрандт.
Поверх барьеров
Все более значимую роль в будущем обретут цифровые финансовые активы, в том числе в трансграничных расчетах. Технически это пока довольно сложный процесс, однако работы в этой нише уже идут, рассказывает заместитель министра финансов России Иван Чебесков.
Цифровые финансовые активы могут стать и альтернативным инструментом для привлечения иностранных инвестиций в страну — сегодня инвесторы боятся вторичных санкций при использовании универсальных денег. И этот вопрос также прорабатывает Минфин России.
Важным драйвером в этом плане станет совместимость российских систем с мировыми открытыми блокчейнами.
«Думаю, мы со временем все-таки придем ближе к интероперабельности между нашими системами, потому что без этого практическое применение их в международных расчетах и инвестициях будет очень сложным», — отмечает Иван Чебесков.
Инвестиции вдолгую
В будущем обещает трансформироваться также культура сбережений и долгосрочного инвестирования. Сегодня сбережения имеют 50% россиян, 15% пополняют их регулярно, отмечает Дмитрий Марков, преподаватель Кафедры социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета. В основном накопления создают «на черный день», но представители поколения «цифры» и «младших миллениалов» чаще декларируют, что копят иначе. Для них важны именно инвестиционные цели: покупка недвижимости, ценных бумаг, открытие бизнеса, покупка драгоценных металлов и даже криптовалюты (5% в поколении «цифры»).
«Необходимо преодолевать стереотипы, что вклад надежнее, что финансовый рынок — это казино для богатых, а инвестировать очень сложно. Особую роль в процессе могут сыграть более молодые поколения, которые выражают заметный интерес к финансовому рынку и инвестиционным инструментам», — говорит Дмитрий Марков.
Курс будущего
В будущем деньги, как минимум цифровые, будут более подвержены курсовым колебаниям. Уже сегодня их курс зависит от не самых очевидных факторов. Например, в 2021 году буквально двумя твитами за полтора месяца Илон Маск «качнул» стоимость биткоина, ведущей криптовалюты мира, примерно на 15% сначала в одну, а затем в другую сторону. На этой стезе осторожно попробовал себя и президент США Дональд Трамп, в том числе намекавший, что готов рассмотреть возможность погашения госдолга США в криптовалюте.
Не самыми предсказуемыми могут стать и мотивы инвестиционных решений.
Уже сейчас, по разным исследованиям, от 40% до 60% криптоинвесторов ежедневно читают твиты Илона Маска, и он оказывает прямое влияние на то, куда и как они инвестируют.
«Для заметной части инвесторов авторитетом является популярный рэпер Снуп Догг, никак не финансовый аналитик», — напоминает Артем Генкин.
Квантовое будущее
Деньги будущего — это не только криптовалюты или стейблкоины. Следующим этапом могут стать цифровые квантовые валюты.
«Квантовые технологии — это мейнстрим, это следующее технологическое решение, за которым стоит будущее», — говорит Светлана Перцева, доцент Кафедры международных финансов МГИМО МИД России.
В частности, квантовые технологии могут использоваться для цифровых валют центральных банков. Сегодня при крупных банках, сотрудничающих с финтехом, уже ведутся разработки по применению в этом секторе квантовых вычислений.
Как уточняет эксперт, Китай с 2023 года выстраивает инфраструктуру для передачи финансовых данных на базе квантовых технологий, тестирует квантовую передачу ключей для межбанковских переводов. Собственные платформы для квантовых вычислений и квантовых валют разрабатывают и российские финтехи.
Вместе с тем широкое распространение квантовых вычислений может создать и новые угрозы в сфере финансовой безопасности. Ведь перед квантовыми преступниками наиболее распространенные техники шифрования могут оказаться бессильны.
«Квантовые вычисления неумолимо прогрессируют. Все это может привести к тому, что могут быть “взломаны замки” у сотен миллионов криптокошельков», — напоминает Артем Генкин.