Кандидат на пост главы NASA Айзекман заявил о том, что США могут опередить Китай на Луне. Тем самым вероятный руководитель американского космического агентства признал китайское превосходство, но и сделал пиаровский ход в свою пользу: дескать, под его руководством американцы догонят и перегонят.
Надо сказать, что Айзекмана на посту главы NASA не могут утвердить уже целый год. В американских СМИ пишут, что он – креатура Илона Маска, а когда тот поссорился с Трампом, то и кандидат остался без должности. Глава NASA утверждается американским конгрессом по предложению президента США.
Для нас интереснее не интриги вокруг американского космического агентства, а то, где Россия находится в лунной гонке, где выявились два главных фаворита – Китай и США. О целесообразности лунной программы и отечественных амбициях в освоении других планет «Свободной Прессе» рассказал научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
«СП»: Иван Михайлович, Китай действительно опережает Америку в лунной гонке?
- По части автоматических станций и беспилотных исследований – Китай впереди. Он делает доставку грунта с Луны, а США только начинают, да и то – с помощью частных компаний, которые пока не понимают, есть ли в этом выгода. Какой-то стратегии NASA по беспилотной лунной программе не существует.
У США есть проект «Артемида» по пилотируемой программе. Они хотят вернуть своих астронавтов на Луну. Здесь они продвинулись дальше Китая. Они выполнили один испытательный полёт, и в ближайшее время полетят в окололунное пространство. А после этого планируется полёт с высадкой на Луну.
Китайцы говорят, что высадят своих людей в 2030 году, но пока у них только автоматы. Автоматические исследования и пилотируемая высадка – два разных вопроса.
У американцев более понятная цель (Еще 4 года назад в НАСА говорили, что высаживаться на Луну должен либо афроамериканец, либо женщина. Потом "решили совместить" – «СП»), но они запутались в своих проектах и действуют менее быстро, чем в 60-е годы прошлого века. У них есть проблемы с посадочным модулем для человека. Но дело в том, что о трудностях американцев мы знаем, а о трудностях китайцев - нет. Они не сообщают.
По части пилотируемой экспедиции Китай идёт медленнее, чем США, а по беспилотному освоению Луны – китайцы лидеры.
Но нужно ещё иметь в виду, что американцы стандартно преувеличивают возможности своего соперника, чтобы в своей бюрократической игре выбить средства на то, чтобы его догнать.
«СП»: Существует версия, что пилотируемая лунная программа 60-х годов была свёрнута из-за того, что первые астронавты возвращались с Луны больными людьми. И по этой причине СССР не запустил туда Алексея Леонова. Насколько опасна лунная миссия для здоровья человека?
- Все, кто вернулись с Луны либо живы по сей день, либо прожили достаточно долгую и полноценную жизнь. Второй человек, побывавший на Луне – Базз Олдрин – он 1930 года рождения, и жив сейчас, весьма энергичен.
СССР отменил пилотируемую программу потому, что первыми мы не стали. А особых задач для пилотируемой высадки не было. И все четыре ракеты Н-1, предназначенные для лунного полёта, взорвались при испытательных пусках.
Миссия была очень рискованной. Леонов должен был лететь один с луноходом, и проехаться на луноходе. В итоге луноход запустили, но без пилота и на другой ракете. И в результате мы заявили, что даже не собирались запускать человека на Луну, а сделали ставку на развитие робототехники.
«СП»: Есть ли практический смысл в посещении Луны людьми?
- Есть смысл, который может проявиться даже не в следующем десятилетии, а уже в 2050-е годы. Если построить на Луне базу, то станет экономически выгодно делать тяжёлые узлы ракет и топливо на Луне. Это станет дешевле, чем запускать с Земли. То есть: сделать их на Земле будет дешевле, чем на лунной базе, но вывод в дальний космос с Земли намного дороже, чем с Луны.
Луна понадобится не для того, чтобы лунную воду возить на Землю. У нас своя есть, но для использования в космосе лунная вода окажется дешевле.
Поэтому цепочка выглядит так: возвращение человека на Луну с испытанием техники (не с научными целями – там уже исследовали всё), затем строительство базы, и по мере создания новой техники для дальнего космоса – собирать её там, чтобы запускать её с Луны.
Это приведёт к экономически окупаем процессам.
«СП»: Главный для нас вопрос: где Россия в этой лунной гонке?
- До 2014 года в России была программа по строительству аппаратов для создания лунной базы. Были даже лунные экскаваторы, лунные автопогрузчики, и так далее.
Но затем решили, что надо заниматься спутниками связи, другими полезными вещами, а лунная программа нашей страны фактически закрыта. Осталось в проекте два аппарата для лунной программы – но это небольшие, слабые и чисто научные аппараты (и ещё не известно будут ли запущены к спутнику Земли «Луна-26» и «Луна-27». Они не достроены – «СП»).
По факту - финансирование лунной программы России было сокращено настолько, что продолжение невозможно.