Оксид графена поможет оценивать состояние бетонных конструкций

Ученые на 48% увеличили прочность бетона, а также придали ему способность проводить ток, добавив в материал небольшое количество оксида графена. Измеряя электропроводность полученного материала в процессе эксплуатации, будет удобно отслеживать его состояние, например, появление деформаций. Новый композит также может лечь в основу энергоэффективных покрытий для обогрева дорожных покрытий и полов в зданиях. Кроме того, авторы предложили модель образования трещин в модифицированном бетоне, которая позволит продлить ресурс сооружений, возводимых в условиях Севера и Арктики. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале «Природные ресурсы Арктики и Субарктики».В строительстве все чаще используют композитные материалы, состоящие из двух или более компонентов. Они хороши тем, что сочетают полезные свойства материалов, входящих в их состав. Например, вместо стали для армирования бетонных конструкций может использоваться стеклопластик. Он легкий, прочный и не ржавеет, однако при этом он дорогой, не устойчив к огню и оказывается хрупким при избыточных нагрузках. Поэтому ученые ищут новые составы композитов, не только превосходящие по прочности традиционные материалы, но и способные определенным образом «сообщать» о своем состоянии, например, о появлении риска деформаций и разрушения.Исследователи из Института физико-технических проблем Севера имени В.П. Ларионова СО РАН (Якутск) и Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (Якутск) улучшили свойства бетона — основного материала в строительстве, — добавив в его состав оксид графена, полученный из отходов производства, и смоделировали образование трещин в таком бетоне.Графен — прочный и проводящий ток материал, который состоит из слоев углерода толщиной в один атом. Благодаря таким качествам графен может увеличить прочность стройматериала, а также придать ему способность проводить ток. Последнее свойство можно использовать для отслеживания состояния композита. Например, уменьшение проводимости может указать на избыточные нагрузки и риск разрушения конструкции из такого материала.Однако исследования показывают, что при добавлении в цементные смеси чистый графен образует плотные скопления и неравномерно распределяется в материале, из-за чего его армирующий (укрепляющий) эффект уменьшается. Поэтому, чтобы равномерно распределить частицы графена в цементной матрице, авторы использовали оксид графена. Благодаря кислородсодержащим группам он лучше чистого графена взаимодействует с окружающим материалом, а потому не слипается в агрегаты. Исследователи изготовили образцы бетона с добавлением 0,2% и 0,5% этого модификатора.Затем ученые протестировали механические и электрические свойства исходного образца и модифицированных бетонов. Для этого образцы сжимали на лабораторной установке и параллельно с этим отслеживали их электрическое сопротивление. Оказалось, что добавление графена увеличило прочность бетона на 48%.Кроме того, бетон, в обычном состоянии не проводящий ток, приобрел это свойство. Более того, электропроводность материала менялась в ответ на механическое воздействие. При сжатии образца она медленно увеличивалась, но при достижении нагрузок, близких к пределу прочности материала, резко падала. Благодаря этому данные об электропроводности модифицированного бетона можно использовать для выявления избыточных нагрузок на материал. В строительстве такой подход позволит контролировать состояние зданий, опор мостов и других бетонных сооружений.Также авторы разработали численную модель, которая позволяет оценить устойчивость модифицированного бетона к появлению трещин. Разработка будет полезна для оценки надежности сооружений, возводимых из композита, особенно в экстремальных условиях, например, при низких температурах Арктических регионов нашей страны.«Подобные бетоны за счет способности проводить ток могут использоваться не только для мониторинга прочности сооружений, но и для экономичного обогрева дорожных покрытий и полов внутри помещений, защиты от коррозии и морозного растрескивания железобетонных конструкций. Кроме того, потенциально они смогут выполнять роль беспроводной зарядки на дорогах для электромобилей. В дальнейшем мы планируем смоделировать действие электрического тока на процесс разрушения такого материала в условиях низких температур и возможности накопления в нем энергии», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Валерий Лепов, доктор технических наук, действительный член Академии наук Республики Саха (Якутия), главный научный сотрудник ИФТПС СО РАН.

Оксид графена поможет оценивать состояние бетонных конструкций
© InScience