В столице открыто более 28 тысяч кружков по естественным наукам, в которых занимаются свыше 500 тысяч юных москвичей. Занятия проходят в школах и центрах дополнительного образования. Ребята могут изучать медицину, ветеринарию, астрономию, геологию и биологию. Как сообщает пресс-служба столичного департамента образования и науки, за последние пять лет популярность кружков естественно-научной направленности выросла у столичных школьников.
"Например, биологией сегодня занимаются более 18 тысяч юных москвичей - для них работают свыше полутора тысяч секций. Набирает популярность новое направление - экология. Сейчас ее изучают 16 тысяч детей. Еще свыше 13 тысяч ребят посещают кружки медицинской направленности - их в Москве открыто почти 700", - рассказали в пресс-службе ведомства. Одна из главных площадок для юных экологов - Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма. Он организует для школьников походы и экспедиции по регионам России. Например, в объединении "Юннатская тропа" ребята изучают растительный и животный мир одного из крупнейших природных массивов Европы - национального парка "Лосиный остров". Они наблюдают за сезонными изменениями в жизни растений и животных и на основе этих данных ведут научный дневник. Все материалы юные ученые оформляют по правилам научного сообщества и используют для разработки собственных экологических проектов.
"Прежде всего наш кружок - это возможность оказаться ближе к природе, оставаясь в родном городе, отвлечься от привычной суеты мегаполиса, расширить круг интересов. Мы изучаем природное разнообразие и осваиваем методики научного наблюдения. Конечно, ребятам предстоит еще многому научиться, но их восторг от первых находок внушает надежду - впереди у них увлекательные исследования", - поделился педагог кружка "Юннатская тропа" Алексей Яковлев. А его ученик Дмитрий Тихомиров добавил, что привлекает в дополнительных занятиях изучение разнообразия животных, насекомых, растений и грибов. "Хочу изучить более подробно их жизнь. Мне очень нравится в Лосином острове, как нам преподает Алексей Александрович. Он объясняет про жизнь живых существ, растений и грибов. Хочу постоянно заниматься в этом направлении и посещать этот кружок", - сказал Тихомиров.
На занятиях кружка "Экология леса. Лесоведение" школьники исследуют лес как единую экосистему - от почвенных грибов до птиц и зверей. Ребята учатся работать с научно-популярной литературой, осваивают методы сбора и анализа данных, учатся выдвигать гипотезы и проверять их. Кроме того, участники кружка регулярно участвуют в экспедициях, по итогам которых готовят собственные проекты. Как говорит одна из учениц кружка, Владислава Тарелова, благодаря занятиям изменилось ее представление о природе. "Теперь я вижу в лесу не просто деревья и тропинки, а живую систему, где всё связано. Особенно здорово, что мы создаем собственные исследовательские проекты, оформляем отчеты и выступаем с ними на конференциях и конкурсах. Благодаря кружку я не только полюбила лес еще сильнее, но и определилась с выбором будущей профессии - хочу работать в сфере экологии и природоохранной деятельности", - сообщила ученица.
Программа "Зоопсихология" посвящена особенностям поведения животных - от простейших реакций до сложных форм социального взаимодействия. Юные ученые исследуют, как гормоны управляют поведением, чем отличаются безусловные и условные рефлексы, как формируются инстинкты и где проходит грань между обучением и врожденной программой. Участники также проводят эксперименты с помощью лабиринтов и искусственных сред обитания для насекомых и изучают их реакции. Например, в кружке "Муравей" ребята узнают о жизни социальных насекомых и животных - не только муравьев, но и пчел, шмелей, термитов, львов и слонов. Ученики наблюдают и сами проектируют и создают муравейники, учитывая потребности насекомых.
"Раньше я думала, что муравьи просто бегают туда-сюда, а оказалось - у них есть королева, рабочие, солдаты, даже фермы с тлёй! На занятиях мы сами строим муравейники: чертим планы и льем гипс. Это очень ответственно, ведь внутри живые существа, и от тебя зависит, будет ли им удобно и безопасно. Благодаря кружку я стала внимательнее к природе, научилась заботиться о маленьких существах и даже уговорила родителей завести муравейник дома - теперь я за него полностью отвечаю", - поделилась воспитанница кружка "Муравей" Мария Щипунова.
Естественно-научные кружки также открыты в Московском дворце пионеров. На программе "Удивительный мир веществ" школьники 4-8-х классов изучают свойства химических элементов, проводят научные эксперименты и разбирают принципы работы знакомых природных явлений.