Археологи нашли уникальное наскальное изображение, высеченное иглой, в древнем городе Истахр на юге Ирана, недалеко от руин Персеполя. Как сообщает Tehran Times, считается, что рельеф изображает сасанидского монарха.
Это открытие дает новое представление о художественных традициях и символике власти одной из самых влиятельных династий Ирана.
По словам археолога Аболхассана Атабаки, фигура на рельефе носит характерную корону и сопровождается небесными символами — луной, звездой и зубчатой диадемой.
«Дизайн короны и тонкая игольчатая гравировка напоминают изображения на монетах и металлических изделиях позднего периода династии. Есь определенное сходство с известными сасанидскими образцами подтверждает тесную связь рельефа с устоявшимися художественными традициями империи, правившей с 224 по 651 год н. э.», — отметил Атабаки.
Историк Наджме Эбрахими рассказала, что новая находка хорошо передает стиль сасанидских царских портретов. Она напомнила, что еще в X веке историк Аль‑Масуди упоминал иллюминированные рукописи из Истахра с изображениями сасанидских монархов. По ее словам, этот рельеф продолжает традицию изображать власть через символику и художественные детали.
«Почти 90 % известных царских рельефов Сасанидов находятся на равнине Мервдашт и часто высечены прямо в скалах. Они не просто украшали местность, но и служили политическим и религиозным целям», — добавила Эбрахими
Истахр был важной резиденцией сасанидских царей и играл ключевую роль в формировании новой династии. Город находился рядом с Персеполем, символическим центром империи Ахеменидов. Около 224 года н. э. Ардашир I восстал против последнего царя Парфянской империи и основал Сасанидскую империю, связав новую династию с величием предшественников.
Архитектура Истахра сочетала элементы Персеполя с сасанидским стилем. Рядом расположен царский некрополь Накш-э-Ростам, где находятся гробницы ахеменидских царей и сасанидские рельефы, подчеркивающие царскую символику. В эпоху Сасанидов город был не только политическим, но и религиозным центром. Храмы и дворцы отражали приверженность зороастрийскому культу и подчеркивали роль царя как хранителя божественного порядка Ахура Мазды.
Эксперты полагают, что рельеф может принадлежать позднему сасанидскому периоду, возможно, временам Хосрова II (590–628 гг.) или его преемников. Его мастерство и символика свидетельствуют о высоком уровне художественного развития империи перед арабским завоеванием.
Археологи планируют провести 3D-сканирование и стилистическое сравнение, чтобы уточнить дату создания резьбы и определить правителя, которого она изображает. Предварительно считается, что фигура могла принадлежать региональному монарху или менее известному правителю, стремившемуся соответствовать образу центральной династии.