Футуристы утверждают, что в будущем львиную долю существующих сегодня профессий заменит искусственный интеллект. ИИ будет рисовать картины, снимать фильмы с виртуальными персонажами, писать книги… Ректор Арктического государственного института культуры и искусств (АГИКИ) Саргылана Игнатьева убеждена, что творческим людям ИИ только в помощь и для этого в вузе успешно реализуется программа "Приоритет-2030".
Саргылана Семеновна, чем сегодня больше всего гордится ваш институт?
Саргылана Игнатьева: Высоким уровнем трудоустройства наших выпускников - 84 процента находят работу в течение первого года. АГИКИ - лидер в сфере подготовки кадров для креативной экономики Арктики.
Главная идея обучения в АГИКИ - вырастить специалистов, глубоко погруженных в культурный контекст и владеющих современными технологическими компетенциями. Сегодня мы ставим задачу готовить не хранителей музея уходящей культуры, а архитекторов будущего, которые строят его на прочном фундаменте прошлого.
Образно говоря, наша цель заключается в воспитании "арт-директоров арктического стиля", то есть поколения, которое с одинаковой уверенностью читает и орнамент на одежде, и строки программного кода.
Только так мы сможем не просто сохранить наследие, а сделать его живым, дышащим и конкурентоспособным двигателем развития Севера.
В текущем году научно-исследовательская активность АГИКИ существенно возросла. С чем это связано?
Саргылана Игнатьева: С дальневосточным треком программы "Приоритет-2030", которая реализуется Минобрнауки и Минвостокразвития РФ. В рамках этой программы мы реализуем восемь стратегических технологических проектов, охватывающих цифровизацию культурного наследия, гуманитарные технологии и искусственный интеллект.
На базе Центра ИИ, лабораторий этномузыковедения им. Ю.И. Шейкина и цифрового развития, а также НИЦ циркумполярной цивилизации ведутся работы по созданию цифровых баз данных, 3D-моделей и AI-сервисов для сохранения культурного кода народов Севера.
Более половины студентов вовлечены в научно-творческую деятельность, тогда как два года назад это были единицы. Более 20 студенческих проектных команд реализуют инициативы в областях цифрового дизайна, этнографии, урбанистики и гуманитарных технологий.
Для координации деятельности мы создали Офис технологического лидерства. ОТЛ объединяет более 60 специалистов, включая исследователей, разработчиков, инженеров данных, дизайнеров, педагогов и лингвистов.
Продуктовый подход помог сократить цикл от идеи до готового продукта на 30 процентов, повысить прозрачность процессов и усилить взаимодействие подразделений и монетизировать разработки. Совокупная стоимость реализуемых проектов превышает 10 миллионов рублей.
Отдел корпоративных продаж и RND-центр занимаются масштабированием и монетизацией образовательных и творческих продуктов.
Какие проекты или программы позволяют институту зарабатывать?
Саргылана Игнатьева: Сотрудничество АГИКИ и Национальной библиотеки Якутии дает реальный эффект для внедрения цифровых технологий в креативных индустриях в связке "Наука - Образование - Квалифицированный заказчик". К примеру, программный продукт "ИИ-каталогизатор" - интеллектуальная система автоматизированной каталогизации, зарегистрированная в Роспатенте и внедренная в Национальной библиотеке Якутии, - вызвал интерес библиотек СНГ и обладает высоким экспортным потенциалом.
Разработка представляет собой систему автоматизированной каталогизации электронных документов с применением технологий машинного обучения, обработки естественного языка и семантического анализа. Внедрение продукта позволило сократить время обработки документов в 10 раз и снизить нагрузку на персонал библиотек.
Сейчас мы заняты развитием интеллектуального сервиса "БиблиотекаНейро", интегрирующего технологии ИИ в работу с цифровыми фондами. Проект проходит этап внедрения в образовательную среду и используется как учебно-исследовательская платформа для студентов и преподавателей института.
Проект "Ювелир.AI" ориентирован на применение генеративных моделей в ювелирном дизайне и цифровом сохранении этнических орнаментов народов Севера. Мы завершили формирование датасета орнаментов, разработали чат-ассистент для взаимодействия с пользователем и генерируем дизайн-проекты украшений в соответствии с культурными канонами. Проект реализуется кафедрой декоративно-прикладного искусства института и индустриальными партнерами. В 2026 году готовим его к промышленному использованию в образовательных и производственных процессах.
Или проект речевых технологий (STT/TTS) для якутского языка. В 2025 году созданы и протестированы прототипы систем синтеза и распознавания речи, интегрированные в библиотечные и образовательные платформы. Корпус данных, включающий более 13 тысяч верифицированных записей, собран 245 студентами-волонтерами. Разработка имеет потенциал для интеграции в крупные языковые модели.
Может ли культура стать конкурентным преимуществом и инструментом для удержания молодежи на Севере?
Саргылана Игнатьева: Я глубоко убеждена в том, что культура - это то, что придает смысл нашей жизни. Культура - это не просто сохранение традиций, а создание качества жизни.
Интернет стирает границы и расстояния, благодаря этому многие наши выпускники, живя в небольших деревнях и поселках, стали успешными блогерами, дизайнерами со своими маркетплейсами, организаторами событийных туров и туров по сакральным местам. Иначе говоря, именно культура дает возможность находить новые ниши и профессии на основе использования культурного кода и истории своего народа, новые форматы трансляции многовековых традиций.
Благодаря именно культурным смыслам Север становится для молодежи не ледяной пустыней, а домом с безграничными возможностями для самореализации.
В целом без ложной скромности можно сказать, что АГИКИ обладает уникальным потенциалом стать культурным хабом всей Арктики и Севера. Мы стремимся готовить не просто художников или музыкантов, музееведов или IT-специалистов, а творческих продюсеров арктического наследия. Выпускник АГИКИ - это специалист, который знает нотную грамоту и может исполнить алгыс-благопожелание гостям, создает 3D-модель и владеет традиционным календарем.
Вплетая традиционные знания в образовательные программы, мы делаем их не просто предметом изучения, а языком, на котором говорит все наше образование. Это и есть конкурентное преимущество и высокая миссия хранителей Севера. Это соответствует тренду наращивания несырьевого экспорта и укрепляет международный имидж России как страны - хранителя культурного наследия посредством современных технологий.