Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесВоенные новостиЭкономикаТрендыИгрыАналитикаКомпанииЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Новые мультфильмы и блокбастеры: что нам снимет искусственный интеллект

Молодых аниматоров научат разрабатывать персонажей, сюжетные линии и диалоги с использованием систем искусственного интеллекта, а в кино ИИ сможет не только создавать персонажей и локации, но и придумывать визуальные решения и целые сцены. Минобрнауки представил для общественного обсуждения поправки в образовательные стандарты для творческих колледжей. «Парламентская газета» изучила документ и узнала, как цифровые технологии могут изменить отечественные мультики и фильмы.

Умный свет, умный звук

Минпросвещения регулярно обновляет федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), то есть совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня или к конкретной профессии или специальности. С 10 по 25 ноября 2025 года общественные обсуждения проходят обновленные ФГОС по нескольким специальностям среднего профессионального образования, в том числе творческим. 

Поправки разработаны с учетом требований цифровой экономики, говорится в проекте, и предполагают изучение новых дисциплин в рамках вариативной части образовательной программы, то есть по выбору студента, но в объеме не меньше 30 процентов от этой части.

Студентов специальности «Театральная и аудиовизуальная техника» учат управлять световым, звуковым и видеотехническим оборудованием, используемым в сфере культуры и развлечений. С утверждением нового ФГОС выпускники должны научиться применять цифровые технологии и искусственный интеллект в театральных и аудиовизуальных проектах. ИИ поможет обрабатывать фонограммы и видеоматериалы, управлять светотехническим оборудованием и системами освещения, создавать интерактивные инсталляции и мультимедийные решения. Методы машинного обучения будут использовать для анализа зрительской аудитории и оптимизации контента.

Рутина или креатив?

В программе обучения по специальности «Анимация и анимационное кино» роль ИИ выглядит более существенной. С его помощью освоивший курс выпускник должен уметь разрабатывать персонажей, сюжетные линии и диалоги, концепт-арты, цветовые решения и визуальные элементы. Нейросети помогут в автоматизации анимационных процессов в различных техниках, а также при финальной обработке фильма. 

Обучение в колледже охватывает все этапы производства анимации — от разработки персонажей и сюжетов до монтажа и обработки, поэтому ИИ поможет решить вопросы планирования производственных процессов, контроля качества и управления ресурсами анимационного проекта, говорится в проекте ФГОС.

Искусственный интеллект возьмет на себя рутинную работу, уверена первый зампред Комитета Госдумы по культуре, заслуженная артистка России Елена Драпеко:

«В производстве анимационного фильма много типовых вещей, которые не требуют креатива. Использование ИИ в образовательном процессе позволит присмотреться к его возможностям, чтобы понять, как дальше с пользой применять эту технологию».

ИИ в искусстве пока не требует специального законодательного регулирования, считает Драпеко.

«Справляемся тем, что уже имеется в законодательстве», — отметила она в комментарии «Парламентской газете», добавив, что на первый план сейчас выходят вопросы авторского права, использования голосов и образов известных людей, как ныне живущих, так и давно умерших.

Главное — душа и совесть

Специальность «Кино- и телепроизводство» в колледжах популярна. Обучение включает теоретические курсы по истории кино и телевидения, практические занятия по съемкам, монтажу, звуковому и световому сопровождению. Студенты учатся работать с профессиональной техникой, осваивают видеомонтаж, создание спецэффектов и звуковое оформление. Во всем этом им теперь сможет официально помогать искусственный интеллект.

В проект ФГОС включили создание превизуализации, то есть моделирование сцены будущего фильма в виртуальном пространстве. ИИ поможет специалисту разработать персонажей и локации, визуальные решения кадров и сцен. А затем — с технической работой: скорректирует аудио- и видеофайлы, монтажную сборку фильма.

Дискуссию об ИИ в кино специалисты начали довольно давно. Образы известных актеров в современных картинах уже не раз использовали, такие поделки называют дипфейками. У первого зампреда Комитета Госдумы по культуре, народного артиста России Дмитрия Певцова мнение на их счет однозначное: дипфейки — это продолжение посмертных масок, никакого отношения к искусству не имеющее. Играть в маске — хоть в реальной, хоть в цифровой — невозможно и неправильно. У искусственного интеллекта нету совести, сказал Певцов в интервью «Парламентской газете».

«А без совести, как без души, любви и радости, хорошего кино не снять», — заключил он.

Технологические возможности ИИ поражают и серьезно упрощают обучение в творческих вузах, рассказал нашему изданию ректор Театрального института имени Бориса Щукина, народный артист России Евгений Князев.

«Ребята тянутся к технологиям, все чаще используют в постановках цифровые проекции, инсталляции, голограммы, — сказал он. — Но все-таки наша профессия, не устаю повторять, затрагивает в первую очередь душу человека, и на это мы должны ориентироваться».