Антрополог об историческом значении Сибири: «Нас здесь ждет много находок»
«Конечно, самым громким открытием здесь стала расположенная на Алтае Денисовская пещера – фактически здесь был открыт новый вид людей. Впрочем, надо отметить, что в Китае сейчас интенсивно «перетряхивают» свои музейные закрома на эту тему, очевидно, рассчитывая доказать, что там денисовцы появились раньше и их было больше. Есть также находки, например, в Омской области, где нашли 45-летнего мужчину, жившего более 30 тысяч лет назад. Можно точно сказать, что таких сокровищ полно в земле, стоит их доставать. В целом, у Сибири огромный потенциал для антропологии. Но ее довольно трудно исследовать, потому что менялся климат неоднократно. Последние 40 тысяч лет здесь происходило расселение разных племен со сложными культурами вдоль рек и не только, а также движение людей в сторону Беренгова пролива. Вечная мерзлота с одной стороны способствует лучшей сохранности артефактов, с другой – накладывает свои ограничения. Думаю, если бы она лучше исследовалась, мы бы нашли здесь свои мумии типа Этци (ледяная мумия человека эпохи медного века, обнаруженная в Альпах – ФП). Не думаю, что Сибирь много расскажет о происхождении человека, ведь 1,5 миллиона лет назад – это время, когда люди тяготеют к более теплому климату. Но здесь должна быть интересная история про миграции, генетические семьи. Это будет очень важно, потому что мы узнаем, как они были адаптированы к этим местам и какие адаптации уже есть. В этом вопросе есть еще один нюанс: количестве антропологов в стране сегодня меньше, чем космонавтов. У этого есть свое закономерное объяснение: практически вся антропология – это фундаментальная, а не прикладная наука. В этом ее слабость, потому что не очевидно, почему так важно ее финансировать. Но есть важные моменты, которые упускаются, когда мы говорим о значении антропологии. Например, у обезьян есть правила общения, которые действуют независимо от того, как устроена группа. В частности, у большинства видов приматов за конфликтом следует примирение, после чего их общение продолжается как ни в чем не бывало. Также есть интересные практики примирения у детей охотников и собирателей. И мне кажется, что в высокоразвитых человеческих культурах этого знания очень не хватает. То есть получается, что у любой обезьяны есть моральное право осуждать нас за то, что мы можем конфликтовать месяцами, годами и передавать взаимную ненависть по наследству, как Монтекки и Капулетти. И еще один пункт - благодаря данной науке мы больше знаем о своем здоровье и почему оно у нас такое. Больше того, даже находим варианты, как это можно исправить, хотя, казалось бы, это работа скорее медиков, чем антропологов» Фото: ФедералПресс / Давид Азизов