"РГ" выяснила, чем удивит Китай российского туриста

В Китае мы - группа российских журналистов - находились 5 дней. Пригласило посольство КНР в России. Маршрут предложили актуальный - Пекин - Тяньцзинь - Цюйфу - Циндао, от столицы к побережью Желтого моря. Расстояния между городами в пределах 2-3 часов, поезда высокоскоростные, автобусы со всеми удобствами, потому, ожидается, после отмены виз этот маршрут будет у российских туристов весьма популярен.

"РГ" выяснила, чем удивит Китай российского туриста
© Российская Газета

Поделюсь некоторыми впечатлениями - вдруг кому-то пригодится.

В гостях у будущего

Порт Тяньциянь находится в 170 километрах от Пекина. Это часть морского Шелкового пути XXI века, который проходит от китайского побережья до Сингапура, индийского Мумбаи, оттуда через Красное море и Суэцкий канал в Средиземное море, до итальянского Триеста с его связями с Центральной Европой и Северным морем. Длина береговой линии порта - 32 километра.

Утром едем в порт. Картина немного сюрреалистичная: на город опустился туман, и из серого марева за домами вдоль шоссе периодически возникают силуэты ветряков, похожих на исполинов из книг Айзека Азимова. Как нам расскажут вскоре, именно эти ветряки наряду с солнечными батареями обеспечивают огромный порт (входит в топ-10 крупнейших в мире) энергией.

Въезжаем на территорию. Ровные ряды из тысяч ярко раскрашенных контейнеров, между которыми, как гусеницы, ползают мощные электрические тягачи-беспилотники. Погрузку на них ведут гигантские умные краны, размещающие контейнеры с точностью до 5 сантиметров. И - ни одного человека в этом удивительном мире машин.

- Приехав сюда, уважаемый Си Цзиньпин предложил построить новый терминал, комфортабельный и просторный, с учетом всех новейших достижений, - рассказал нам один из руководителей порта. - Все было сделано с учетом его указаний. Срок - 1 год и 9 месяцев.

- Сколько-сколько?! - не удержался коллега. И правда, в это трудно поверить: это не какую-нибудь 9-этажку построить, тут речь о гигантском монстре, напичканном самым современным оборудованием.

Пока мы переваривали услышанное, представитель порта продолжал:

- Тяньцзинь имеет торговые связи с 600 портами в 180 странах. Три года назад мы завершили первый в мире проект полной автоматизации традиционного контейнерного терминала, после чего началось распространение "Тяньцзиньского решения" на другие терминалы Китая. Благодаря интеллектуальной системе транспортировки годовая пропускная способность порта достигла 10 миллионов 20-футовых контейнеров и их аналогов. Сегодня мы широко используем передовые технологии, такие как 5G, искусственный интеллект, большие данные, спутниковая навигация. Наши ноу-хау показывают миру, в каком направлении будут развиваться интеллектуальные транспортные системы для городов, портов и логистики. То есть перед вашими глазами - будущее.

Российские гости задумчиво молчали.

...Каждый раз, как я приезжаю Китай, он чем-то удивляет. Сейчас вот в глаза бросилась чистота. Везде, где мы побывали, - на улицах городов, в морском порту и на речном вокзале, в океанологическом университете, поездах и аэропортах - хоть садись на пол в белых штанах. Это та страна, где еще недавно люди смачно плевали на пол, на тротуарах валялись окурки, а близ домов - кучи мусора. Может, мусорить стали меньше, но скорее - начали тщательнее убирать.

Другие причины для удивления никуда не делись: роботы, разъезжающие по этажам отелей и развлекающие туристов на улицах, электромобили с зелеными номерами, бесшумно появляющиеся из-за угла, поезда метро с вагонами эконом- и бизнес-класса, многокилометровые мосты, уходящие в бесконечность моря, буйная зелень вдоль стремительно строящихся дорог - перечислять можно долго. Сегодня здесь весьма популярны робособаки, без которых страну уже не представишь, - они работают пожарными, помогают полицейским, катают детей, запускают фейерверки на праздники и даже выгуливают обычных собак. О летающих беспилотниках вообще не говорю - они обрабатывают поля, доставляют еду (пиццу туристу могут привезти хоть на Китайскую стену), регулируют движение на улицах и даже развозят абитуриентам сообщения о том, что они поступили в университет.

Раньше темпы роста Китая измерялись двузначными цифрами, сейчас он растет на 5-7 процентов в год. Западные экономисты давно предрекают: вот-вот надорвется, посыпется. В 2007 году один из наших больших чиновников дал прогноз: "В ближайшие 15 лет Китаю нас догнать не удастся". Не только он - авторитетный в деловых кругах всего мира журнал The Economist с начала XXI века предсказывал крах Китая, прогнозируя, что страна вот-вот свалится с пика. И вот теперь вдруг признал, что Китай сейчас "на вершине" и "меняет мир".

Насчет изменения мира судить трудно, но вот небольшая подборка самых разнообразных новостей, которые я скопировал из информагентств и Telegram-каналов за те пять дней, что мы находились в КНР. Мне кажется, они дают представление о том, чем сегодня живет страна.

- Китайский сверхскоростной поезд CR450 в ходе испытаний на высокоскоростной железной дороге Шанхай-Чунцин-Чэнду установил новый рекорд скорости в 453 км/ч. По расчетам инженеров, в обычных условиях поезд будет двигаться со скоростью 400 км/ч, что позволит сократить время поездок между крупнейшими городами Китая почти вдвое.

- Китай установил мировой рекорд по количеству светящихся дронов. В небе над Люянем во время светового шоу было поднято 15 947 светящихся беспилотников, это новый рекорд Книги рекордов Гиннесса. Инсталляция была тщательно спланирована, а работа дронов рассчитана до секунды и до миллиметра. Само шоу контролировали с одного компьютера. Поставленный рекорд в Китае уже пообещали побить. Предполагается, что на следующем фестивале дронов появится уже больше 20 тысяч БПЛА, сообщает Первый канал.

- В Китае создали робота в виде абсолютно прозрачной медузы диаметром 120 миллиметров, которую практически невозможно увидеть невооруженным глазом. В качестве двигателей используются искусственные гидравлические мышцы.

Современные технологии дают роботу возможность имитировать поведение реальных медуз. Он оснащен ИИ и миниатюрной камерой, с помощью чего ученые планируют исследования морской флоры и фауны.

Telegraph: "Многие руководители возвращаются из Китая в ужасе"

- За два десятилетия Пекин создал крупнейшую сеть глубоководных терминалов за рубежом, охватывающую более 90 портов на всех континентах. От Джибути до Дарвина - китайское присутствие ощущается в каждом ключевом узле мировой торговли.

- В Китае запустили пробное производство летающих автомобилей. Как сообщает Синьхуа, после выхода на полную мощность компания-производитель XPeng AeroНТ сможет собирать по одному летательному аппарату каждые 30 минут. Ежегодно планируется производить до 10 тыс. устройств. Серийный выпуск запланирован на 2026 год. На данный момент у компании уже заказано 5 тыс. машин.

- Прогноз Международного энергетического агентства: к 2035 году Китай благодаря росту выпуска аккумуляторных батарей для электромобилей и систем хранения энергии будет поставлять более 60 процентов рафинированного лития и кобальта, а также до 80% графита аккумуляторного качества и редкоземельных элементов. Страна останется доминирующим поставщиком практически всех перечисленных минералов.

- В Китае серые градирни ТЭЦ (устройства для охлаждения воды, похожие на большие башни или трубы. - Прим. ред.) стали преображать с помощью огромных красочных муралов, чтобы они меньше портили вид. Теперь эти конструкции, ставшие необычными "арт-объектами", радуют глаз местных жителей, а также привлекают туристов.

- В КНР набирает популярность экологичный тренд: сотрудникам компаний и посетителям мероприятий выдают не пластиковые, а бумажные бейджики с находящимися в них семенами, из которых при утилизации прорастают живые цветы и травы.

- Китайская фабрика продала 100 тысяч футболок и кепок с надписью "Бойкотируем Китай" покупателям из США. Это демонстрирует, как глобальные цепочки поставок выходят за рамки политики: низкая себестоимость производства позволяет Китаю играть центральную роль в мировой торговле, даже в сфере антикитайских товаров, превращая чужие политические протесты в прибыльный бизнес.

- Китайские тайконавты пожарили на орбите шашлыки. Экипажи "Шэньчжоу-20" и "Шэньчжоу-21" впервые приготовили еду на станции "Тяньгун" с помощью духового шкафа. На приготовление крылышек и стейка ушло 28 минут. Видео ужина быстро разошлось по китайским соцсетям. Появление печи стало частью программы по улучшению бытовых условий экипажей во время длительных миссий. Новое устройство обеспечивает сильный равномерный нагрев и полностью исключает дым. Печь разработали на основе опыта космонавтов МКС, которые обнаружили, что выпечка печенья на орбите занимает больше времени. Сейчас рацион тайконавтов включает 190 видов блюд.

"Западные руководители, посещающие Китай, возвращаются в ужасе", - недавно сообщила The Telegraph. По ее данным, австралийский миллиардер, стоящий за горнодобывающим гигантом Fortescue, Эндрю Форрест заметил: "Это фантастика. Идешь вдоль конвейера, и метров через 800-900 выезжает грузовик. Людей нет - все роботизировано". Глава британского поставщика энергии Octopus Грег Джексон: "Мы посетили фабрику, производящую какое-то астрономическое количество мобильных телефонов. Процесс настолько автоматизирован, что на производственной стороне нет ни одного рабочего". Гендиректор Ford Джим Фарли поражен техническими инновациями, внедряемыми в китайские автомобили: "Их стоимость и качество намного превосходят то, что сегодня имеется на Западе. Это самое унизительное зрелище, которое я когда-либо видел".

А в нашем автобусе спор разгорелся вокруг выложенного в интернет ролика из Манчжурии. В нем на 100 юаней (1100 рублей) девушке в ресторане принесли 10 огромных блюд и еще тарелку супа. Фейк? "Почему же? Вполне реально", - пожимает плечами сопровождающая. Коллега, только что купивший за те же 100 юаней весьма приличный льняной пиджак, стал живым доказательством того, что в Китае невозможное возможно и в ценовой политике.

Окончание читайте на следующей неделе.