Дроны и квадрокоптеры: правила использования и законы в России
Популярность дронов и квадрокоптеров в России и мире растет с каждым годом. Они применяются в фото- и видеосъемке, доставке, геодезии, охране и многих других сферах.
Однако с ростом популярности БПЛА возрастает необходимость строгого соблюдения законодательства во избежание штрафов, конфискаций и даже уголовной ответственности. Важно знать, какие дроны можно использовать, и понимать, как летать на квадрокоптере в разных условиях.

Содержание:
Что такое дрон и квадрокоптер: есть ли разницаЗаконы и регистрация дронов в РоссииРегистрация квадрокоптеров в РоссииОграничения и запреты на полетыПравила использования квадрокоптераВыбор квадрокоптера для безопасных полетовКаковы последствия нарушения правилМеждународный опыт: где можно летать за границейСоветы по безопасности и проверке зонЧасто задаваемые вопросы
Что такое дрон и квадрокоптер: есть ли разница
Термины "дрон", "квадрокоптер" и "беспилотный летательный аппарат" (БПЛА) часто используются взаимозаменяемо, но на самом деле имеют различия. Все квадрокоптеры - это дроны, однако дроны включают и другие типы аппаратов, например октокоптеры и аэростаты. Квадрокоптер - это аппарат с четырьмя роторами, обеспечивающими устойчивый полет.
К популярным моделям относятся DJI Mavic, DJI Mini и квадрокоптеры с камерой. По словам Григория Герасимова, основателя компании "Квадвижн", "квадрокоптер - это тип летательного аппарата, который летает, используя четыре ротора". Он также отмечает, что "реальный результат работы зависит от мастера-оператора, а не только от дрона".

Законы и регистрация дронов в России
В России регистрация квадрокоптеров обязательна для моделей массой более 150 грамм. По постановлению Правительства РФ № 658 от 2019 года с изменениями 2022 года, каждый оператор обязан в течение 10 дней после покупки зарегистрировать устройство через портал "Госуслуги" или в Росавиации.
Как объясняет эксперт Григорий Герасимов, "постановка дрона на учет - простая и бесплатная процедура, которая нужна для получения учетного номера, необходимого при оформлении разрешений. Достаточно вбить в поиске: "Учет БВС" и заполнить небольшую анкету". Он предупреждает, что незарегистрированные даже легкие дроны сложно легализовать при полетах. При этом важно понимать, что "совсем маленькие дроны с массой менее 150 грамм ставить на учет не надо, но это вовсе не значит, что летать можно где угодно и как угодно - порой получить разрешения на сверхлегкий незарегистрированный дрон будет даже сложнее, чем на более крупную модель с присвоенным учетным номером".
Заместитель руководителя по судебной работе компании "Правокард" Диана Ошнокова уточняет: "Дроны менее 150 грамм не требуют регистрации и учета, но для них действуют правила полетов". Согласно ей, штрафы за управление незарегистрированным дроном могут достигать 2500 рублей или грозить лишением права управления на срок до года.

Регистрация квадрокоптеров в России
Ключевое требование ОписаниеМинимальный вес для регистрации 150 граммМаксимальный вес без регистрации Менее 150 граммСрок регистрации после покупки 10 днейМесто регистрации "Госуслуги", РосавиацияСтоимость регистрации Бесплатно
Ограничения и запреты на полеты
Полеты дронов строго регулируются и разрешены только в зоне видимости оператора. Максимальная высота - 150 метров без подачи дополнительного плана полета.
Запрещено летать:
Над аэропортами и зонами их охраны.Над военными и стратегическими объектами.В приграничной полосе.Над массовыми мероприятиями и скоплениями людей.В ночное время и при плохой видимости.В населенных пунктах без разрешений.
Григорий Герасимов подчеркивает, что "лучше летать на природе подальше от людей, так как общество воспринимает дроны как угрозу, и даже при наличии разрешений могут возникать конфликты". Вместе с тем "полеты выше 100 метров сопряжены с риском воздействий систем радиоэлектронной борьбы, которые не отключают для операторов-любителей".

Подробные списки региональных и временных запретов доступны на официальных картах Росавиации и сопутствующих сервисах.
Правила использования квадрокоптера
Согласно нормативам российского воздушного кодекса и федеральным правилам, квадрокоптеры должны:
Летать в зоне видимости оператора.Не пересекать зоны с ограничениями.Иметь маркировку с учетным номером.
Эксперты акцентируют внимание на сложности правового регулирования использования дронов и советуют "пройти полноценное обучение, так как использование дрона сейчас - очень непростой процесс в правовом плане". Кроме того, Герасимов рекомендует для подготовки "начинать с обращения в администрацию региона, где планируется использовать дрон - сотрудники отправят запрос в профильный департамент. Это самый простой способ понять, каковы актуальные правила и ограничения и какие бумаги нужно собрать".
Диана Ошнокова обращает внимание, что запуск во дворах и парках без разрешений нежелателен, поскольку эти места часто попадают в зоны ограничений и требуют согласования с Единой системой организации воздушного движения (ЕС ОрВД).
Для обеспечения безопасности оператор должен подавать план полетов, получать официальные разрешения при необходимости.

Выбор квадрокоптера для безопасных полетов
Григорий Герасимов предостерегает:
"Не стоит гнаться за флагманскими моделями - они рассчитаны на опытных операторов, новичок не сможет воспользоваться всеми преимуществами" - и рекомендует варианты:
Для новичков - легкие дроны до 150 грамм, например, DJI Mini или модели Autel Lite/ Nano. Важно обращать внимание на наличие спутниковой навигации и систем защиты от столкновений. "Не стоит гнаться за топовыми моделями новичкам: они сложны в управлении", - предупреждает эксперт.Для продвинутых операторов - DJI Mavic 2/ Mavic 3, Air 2s и подобные, однако с учетом уязвимости к системам радиоэлектронной борьбы.Профессионалам доступны тяжелые FPV-дроны и специализированные аппараты, но им необходимо постоянно участвовать в формировании правового поля и использовать все доступные средства легализации.
Категория Рекомендованные модели ОсобенностиНовички DJI Mini, Autel Lite/ Nano Легкие, без регистрации, простое управлениеПродвинутые DJI Mavic 2, Mavic 3, Air 2s Высокое качество съемки, сложное управлениеПрофессионалы FPV-дроны, тяжелые модели Требуют лицензий и сертификатов, активное участие в регуляторике
Профессионалам нужно быть готовыми к сложностям в правовом поле.
"Профессионалам нельзя просто ждать, когда для них напишут законы, нужно включаться в процесс, пользоваться доступными инструментами, активно взаимодействовать с разработчиками и формировать опыт. Конфликты будут, полиция будет, но нужно транслировать адекватность, уверенность и этичность на всех этапах - от получения разрешений до посадки после успешного полета", - советует Герасимов.

Каковы последствия нарушения правил
В 2025 году ответственность в этой сфере строго регулируется. Санкции включают:
Штрафы по статье 11.4 КоАП за полеты без регистрации - от 2000 до 2500 рублей.Возможное лишение права управления квадрокоптером до одного года.Административную и уголовную ответственность при полетах вблизи стратегических и военных объектов, а также при нарушении правил конфиденциальности и безопасности.
Григорий Герасимов развеивает мифы:
"Конфисковать дрон у владельца можно только по решению суда. На практике сотрудники чаще предпочитают сбить незаконно летающий БПЛА".
Эксперт поясняет это тем, что "в юридическом плане сотрудникам проще сбить дрон в воздухе, чем конфисковать находящийся в руках владельца аппарат".
Дроны могут быть временно изъяты на экспертизу и возвращены владельцу, если в них нет ничего незаконного. Если дрон не зарегистрирован или запущен без разрешения, особенно у объектов критической инфраструктуры, могут наступить серьезные последствия.

Международный опыт: где можно летать за границей
Эксперт в сфере аэросъемки из компании "Академия Аэросъемки" Александр Шевченко делится практическим опытом полетов по всему миру. Он отмечает ключевые отличия от России:
В ЕС регистрация обязательна для дронов тяжелее 250 г, что дает больше свободы популярным моделям DJI Mini. Но в городах, как Париж или Рим, полеты запрещены, особенно над историческими объектами и массовыми местами.В Турции регистрация нужна для дронов тяжелее 500 г, полеты в Стамбуле и на туристических курортах сильно ограничены, а нарушение правил может привести к штрафам и изъятию техники.В Азии в целом жесткие правила и высокие штрафы. Например, в Японии регистрация с 100 г, а нарушение грозит штрафом до 3500 долларов; в Китае - почти полные запреты в больших городах.
Однако в каждой стране есть свои дополнительные запреты и локальные нюансы. Так, Испания ограничивает съемки с дронов над пляжами, а в Италии активно защищают исторические центры от БПЛА. Германия запрещает полеты над дорогами и в радиусе 1,5 км от аэропортов, в Швейцарии - ограничения в горах, а в Норвегии - на военных объектах и нефтяных платформах.
Для планирования полетов за границей Шевченко советует всегда сверяться с актуальными официальными картами запретов, поскольку локальные правила и временные ограничения могут менять ситуацию моментально.
Особенно строгая бюрократия в Турции: регистрация для дронов тяжелее 500 г обязательна, полеты запрещены в основных городах и популярных туристических зонах без разрешений. Шевченко предостерегает, что в Стамбуле даже легкие дроны типа DJI Mini могут привести к остановке полета и штрафам, а в Каппадокии без разрешений - к изъятию техники и серьезным штрафам.

Ради сравнения эксперты приводят размер штрафов в небе Европы: "Полет без регистрации дрона (свыше 250 г) - от 100 до 1000 евро, полет в запретной зоне - от 500 до 5000 евро, полет над людьми - от 200 до 2500 евро, коммерческая съемка без лицензии - от 500 до 3000 евро".
Советы по безопасности и проверке зон
Эксперты считают необходимым всегда сверяться с официальными картами запретных зон - даже знакомое место может быть внезапно закрыто из-за временных ограничений, официально опубликованных Росавиацией и аналогичными органами в других странах.
Для безопасных и законных полетов рекомендуются полезные сервисы:
В России: ФГИС ОРВД и мобильные приложения, например Небосвод;В Европе: EASA Drone Map и национальные карты (Geoportail UAS во Франции, ENAIRE Drones в Испании);В США: приложение B4UFLY от FAA;В Турции: SHGM Drone Zones;В Азии: карты от MLIT (Япония), UAV Forecast + DJI GEO Zones (Китай), CAAT (Таиланд).
Эксперт Александр Шевченко предупреждает, что "полагаться только на встроенные геозоны в дронах нельзя - официальные карты обновляются чаще и учитывают временные ограничения".

Часто задаваемые вопросы
Какие дроны можно запускать без регистрации?
Любые - в помещении. На улице сегодня практически никакие и нигде нельзя.
Где можно летать на квадрокоптере в России?
С разрешениями для моделей тяжелее 150 грамм - где угодно. Проще всего получить разрешения в местах вдали от городов, чем дальше от границы с Украиной, тем лучше, отмечает наш эксперт по дронам, аэрооператор Григорий Герасимов.

Можно ли запускать дрон во дворе или в парке?
Нет, если только на это не были получены разрешения. Даже если разрешения есть - нужно быть готовыми к оживленным конфликтам с окружающими.
Какие квадрокоптеры разрешены для детей?
За этим сейчас строго не следят. В целом, серьезную технику от 500 грамм лучше не доверять детям до 16. Легкие игрушки до 150 грамм - можно и с 12, только нужно выбрать модель с защитой пропеллеров - они будут безопасны для окружающих. Важно, чтобы у ребенка была уже отточена мелкая моторика на уровне взрослого (хороший признак - аккуратный почерк, уверенное письмо от руки), без этого летать нельзя, поясняет Григорий Герасимов.

Сколько стоит регистрация квадрокоптера?
Регистрация бесплатная.
Можно ли брать квадрокоптер в самолет?
Да, его можно как брать с собой в салон, так и сдавать в багаж вместе с другими вещами. Ограничения зависят от страны назначения. В некоторых странах (например, Египет, ОАЭ, Канада, Куба, Кения) перевозить в самолете беспилотник нельзя.
Можно ли сбить квадрокоптер над своим участком?
В целом - лучше ничего самим не сбивать. Если дрон висит над вашим участком - сообщите в полицию.

Какие квадрокоптеры запрещены в России?
Квадрокоптеры не запрещены в России.
В чем разница дрона и квадрокоптера?
Дрон - более общий термин, он включает в себя много видов устройств, таких как: квадрокоптер, октокоптер, аэростат (метеозонд). К дронам можно отнести даже спутники на орбите. Квадрокоптер - буквально "четыре винта" - тип летательного аппарата, который летает, используя четыре ротора.

Можно ли использовать дрон в коммерческих целях?
Да, при обязательной регистрации и получении разрешений.
Подводя итог, важно отметить, что дроны и квадрокоптеры сегодня не только увлекательное хобби, но и серьезный инструмент с четкими законодательными требованиями к регистрации, полетам и ответственности. Напомним, с 2025 года в России действуют четкие правила регистрации БПЛА, ограничения по высоте, зонам полетов и ответственности.
Наши эксперты подчеркивают важность легализации, обучения операторов и внимательного планирования полетов. Использование официальных карт и сервисов для планирования полетов поможет избежать неприятностей.
