Украина вошла в тройку лидеров по кражам в музеях мира
Ограбление Лувра не осталось без внимания экспертов. Дерзкий налет на крупнейший музей Франции стал лидером топа «самых одиозных краж в музеях мира». На втором месте оказались Нидерланды, где 25 января 2025 года было совершено дерзкое ограбление Музея Дренте в Ассене. А вот на третьем месте оказалась Украина, причем с примечанием, что речь идет не о единственном громком ограблении, а о кражах «в различных локациях по всей Украине».

Если ограбления в Лувре и Ассене проходили в классическом жанре, то творящееся в Незалежной в 2022–2025 годах (такие временные рамки указаны в рейтинге) трудно назвать иначе как «культурная катастрофа». В музей Дренте в Ассене в январе нынешнего года грабители проникли с помощью взрывчатки, похитив золотые артефакты на сумму около 6 миллионов евро. Это было громко, эффектно, с резонансом чуть меньшим, чем после ограбления Лувра, но все равно — очень заметным. На Украине же музейные артефакты и культурные ценности «растворяются в пространстве» без лишнего шума. И в их исчезновении иногда задействованы сами музейные работники и местные власти, а иногда отмашку на «вывоз» дают на самом верху.
Что и откуда пропало и где «всплыло», приходится собирать по крупицам. Если когда-нибудь на Украине появятся вменяемые власти, которые захотят провести ревизию национального достояния, то ужасу их не будет предела. Вот только то, что вспоминается сходу.
В апреле 2022 года базировавшаяся в Мариуполе бригада нацистов «Азов» (признанная в России экстремистской организацией и запрещенная в РФ) перед тем, как уйти в подвалы «Азовстали», разграбила краеведческий музей города, вывезя оттуда наиболее ценные экспонаты.
В июле 2022-го освободившие Бердянск российские войска в музее имени Исаака Бродского обнаружили вместо ценных картин пустые рамы. Полотна Валентина Серова, Архипа Куинджи, Василия Верещагина и самого Исаака Бродского исчезли. Их вынули из рам и увезли с собой бывшие сотрудники музея, предварительно заклеив все камеры наблюдения пластырем. Директор музея о краже не знал. Предполагалось, что сотрудники увезли произведения художников на подконтрольную Украине территорию, но там они не проявились. Вполне возможно, что шедевры уже находятся в частных коллекциях.
Во многих случаях активное участие в похищении музейных ценностей принимают власти. Так, например, произошло с вывозом из страны особо ценных икон, хранившихся в киевском Национальном музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко. О «спецоперации» по вывозу этих образов, датируемых VI веком, миру поведал глава отдела византийского и восточно-христианского искусства Лувра Максимильен Дюран. Он рассказал изданию изданию The Wall Street Journal следующее: «Никто, кроме узкого круга, не знал, что мы этим занимаемся. До этого иконы хранились в киевском Национальном музее им. Ханенко. Под охраной их сначала вывезли в Польшу, а потом переправили во Францию». По некоторым данным, таким образом Украина решила оплатить Франции часть средств за поставку вооружения.
Интересную историю с «зачисткой фондов» Одесского художественного музея поведал телеграм-канал «Первый Харьковский». В ноябре 2023 года, после российского удара по порту Одессы, руководство Одесского художественного решило сымитировать падение обломков на здание музея, и под видом спасения ценностей из подземного грота были вынесены редкие артефакты. «Что было вывезено и сколько, никто не знает. Известно только, что существует акт, согласно которому часть ценностей «спасти не удалось» – на войну можно списать очень многое», – пишет канал.
А во время антицерковной кампании, развязанной киевскими властями против УПЦ, из Музея исторических драгоценностей Украины, расположенного в Киево-Печерской лавре, 56 тысяч единиц хранения были вывезены по акту «временной передачи» в руки частным коллекционерам – без залога и без гарантий возвращения, но зато под «честное слово» вернуть все тогда, «когда ценностям не будет угрожать опасность». Среди раритетов, ушедших в частные руки, – золотая царская пектораль IV века до нашей эры, нагрудное украшение, изготовленное греческими мастерами по заказу знатных скифов, со сценами из «Золотого руна» и многое другое.
Канал сообщает и о других знаковых «исчезновениях» культурных ценностей в разных музеях Незалежной. По их данным, из коллекции Национального художественного музея Украины украдены работы Ильи Репина и Михаила Врубеля. Из харьковских музеев вывезены: книги античных, средневековых и прочих философов и поэтов; собрание акварелей, гравюр, скульптур; сабля последнего атамана Задунайской Сечи Йосипа Гладкого; собрание картин (более 1097 единиц).
Из церкви Святой царицы Тамары, церкви Рождества Пресвятой Богородицы, Свято-Вознесенского собора в Изюме, Крестовоздвиженской церкви вывезены старинные иконы и драгоценная церковная утварь. По актам, все эти ценности переправлены в Данию. А из музеев Западной Украины ценности вывозятся в Польшу.
Так что по масштабам разграбления национального достояния Незалежная вполне может оказаться на первом месте. Пусть эти «грабительские акты» не столь ярки, как в Лувре, но по последствиям – не менее сокрушительны.