Анатолий Лихтин: «Ранняя концентрация усилий дает невероятный результат»
Как, по вашему мнению, изменилась роль управленца за последние пять лет — от классического администратора к цифровому менеджеру?
Чтобы ответить на вопрос об изменении роли управленца, необходимо вкратце обозначить базовые управленческие процессы, которые реализует этот специалист в своей работе. Кратко это выглядит следующим образом: процессы целеполагания, процессы планирования, процессы организации мероприятий для достижения результата, процессы координации и контроля, процессы отчетности и презентации, процессы взаимодействия с населением и процессы завершения управления при достижении поставленной цели. Вот эта вся совокупность базовых, ключевых управленческих процессов реализуется в текущей парадигме управления, как вы сказали классического администратора, и она же должна быть основой и для цифрового управления. Я бы, говоря об управлении в государственных и муниципальных структурах, употреблял термин «специалист по государственному управлению», а не «менеджер». Менеджмент — это больше для бизнеса. Государственное и муниципальное управление и управление в бизнесе имеет принципиальные различия, соответственно, и характер управления разный. На самом деле считаю важным и следующее уточнение. А именно: очень важно определить объект управления — это социально-экономическая система, хозяйство, механизм государственных, муниципальных структур или структур бизнеса. Когда речь идет о цифровой парадигме в государственном управлении, необходимо решение следующих важных задач.
Формирование базовых цифровых компетенций. У всех без исключения специалистов государственного и муниципального управления должен быть хороший базовый уровень знаний и умений использования информационно-коммуникативной технологий в повседневной и профессиональной деятельности. Необходимо формирование личностных компетенций, то есть индивидуальных особенностей личности, которые позволяют успешно реализовывать стратегии цифровой трансформации и проекты цифрового развития. Коротко их можно перечислить: нацеленность на результат, креативность, критичность, клиентоцентричность, коммуникативность, эмоциональный интеллект. Очень важна цифровая культура, то есть деловой мир, в котором мы живем. Это система ценностей, установок, норм и правил поведения, которые поддерживаются и транслируются командой цифровой трансформации.
Фактически это формирование профессиональных компетенций, которые, в свою очередь, характеризуются функциональным использованием методов и инструментов управления процессами, проектами, продуктами цифровой трансформации и регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой сфере. Таким образом, профессиональные компетенции реализуются через управление цифровым развитием, развитием организационной культуры, здесь необходимы инструменты развития, управления и использование данных, применение цифровых технологий, развитие ИТ-инфраструктуры.
Что сегодня отличает современного руководителя органов власти от его предшественников: инструменты, скорость, мышление?
Безусловно, инструментарий расширился существенно: от современных высокоскоростных средств обработки информации до применения искусственного интеллекта. В Санкт-Петербурге как особом мегаполисе уникальная социально-экономическая система управления и уникальный хозяйственный механизм, требующие, с одной стороны, колоссальной точности в вопросах постановки целей и планирования, а с другой — последовательности в достижении результата. Органы государственного управления представляют собой сложные системы, и, не обладая системным мышлением, системным подходом в решении всех базовых управленческих процессов, достичь хорошего результат крайне сложно. Мы, например, у себя на факультете государственного и муниципального управления учим этому начиная с первого курса. Очень важно студентам на первом курсе обучения дать представление о разнице форм и методов управления в бизнесе, государственном и муниципальном управлении. Мы это делаем через моделирование реальных деловых задач в бизнесе, государственных и муниципальных структурах. Вы можете спросить, почему в бизнесе. А чтобы, придя в органы власти, они могли реально оказывать поддержку бизнесу, зная его хотя бы в общих чертах. Поэтому отличие современного руководителя органов власти от его предшественников — в наличии уникального инструментария, которого не было ни в какое время, в колоссальной скорости обработки информации и системного мышления как критерия комплексного развития муниципалитета, района и самого города.
Где проходит граница между традиционным управлением и управлением, основанным на данных?
По форме разница как между аналоговой обработкой информации и цифровой, скажем, с элементами осмысления. По сути, система и структура управления остаются теми же — те же базовые процессы, те же алгоритмы достижения целей. Как говорят студенты, управление оно и в Африке управление. Принципиально набор для реализации управления тот же: территория, ресурсы, финансы, управляющая команда, инструментарий.
Высшее образование в ИТ-сфере: ждем кризиса или живем спокойно?
Какие дисциплины и форматы обучения вы считаете ключевыми для будущих госслужащих в эпоху цифровой трансформации?
Считаю важным формат обучения и студентов, и сотрудников в потоке решения реальных задач в любом формате управления: бизнеса, государственных структур, муниципальных структур. Это не боевые действия, где могут быть реальные потери, это виртуальные бои, скажем так. И эффект огромный. Необходимо моделировать реальные ситуации, проигрывать их, формировать прототипы вариантов решений.
На что делают ставку ваши выпускники? Это классическая служебная карьера или проектные, цифровые, управленческие треки?
Начиная с первого курса на нашем факультете мы учим студентов видеть дальний горизонт их карьеры, чтобы сконцентрировать усилия на ранних этапах: на практике, дипломной работе, внеучебной работе, которую мы квалифицируем как приобретение профессиональных навыков. Ранняя концентрация усилий дает невероятный результат. Не просто выбор темы дипломной работы, но именно выбор направления работы. И тогда интеграция компетенций, приобретенных в период студенчества, делает их успешными во всех сферах, которые вы перечислили.
Искусственный интеллект все активнее внедряется в процессы государственного управления. Как вы оцениваете готовность органов власти к работе с ИИ-инструментами — методологически, этически, организационно?
Полагаю, власть готова к этому. Все активнее и активнее во власть приходят молодые выпускники, которым свойственны современные компетенции. Как я говорю своим студентам, нынешние дети рождаются с цифровыми планшетами и смартфонами.
Уже сегодня огромный массив управленческой информации в государственных структурах обрабатывается в цифре. Есть огромное количество положительных, впечатляющих примеров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Этический вопрос же зависит от равновесия духовности, морали, нравственности и профессионализма специалиста. Полагаю, сегодня это ключевой вопрос, поскольку мы видим, какими колоссальными темпами развиваются ресурсы искусственного интеллекта. И технологии все больше уходят в тонкие сферы.
Какие риски вы видите в использовании ИИ в госуправлении и как их нужно учитывать при подготовке будущих руководителей?
Касательно большинства базовых управленческих процессов риски есть в каждом из них. Опасность же представляют риски в процессах постановки целей и принятия решений. Целеполагание и принятие решений — прерогатива исключительно человека. Крайне важно, чтобы будущие специалисты государственного и муниципального управления просчитывали риски в каждом процессе, и это должно стать естественным, доведенным до автоматизма в работе. Ведь средства, которыми они распоряжаются, — это средства граждан, наших налогоплательщиков.
Насколько активно факультет взаимодействует с органами власти Петербурга и Ленинградской области? Какие совместные проекты или практики вы считаете наиболее показательными?
А нужны ли рынку IT-специалисты?
На факультете имеется несколько базовых кафедр для планирования и организации работы с органами власти Петербурга и Ленинградской области. Есть базовая кафедра при администрации Санкт-Петербурга, базовая кафедра государственной и муниципальной службы в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. Приступили к созданию базовых кафедр при администрации Ленинградской области и базовой кафедры при Законодательном Собрании Ленинградской области. Эти кафедры стали ресурсной базой для организации такой работы. На самом деле подобных проектов множество, поскольку Президентская академия является ключевой в вопросах подготовки государственных служащих. Перечисление проектов заняло бы не одну страницу.
Планируете ли вы расширять международные или межрегиональные партнерства в области цифрового госуправления?
Да, конечно. Для этого мы на протяжении ряда лет участвуем в Международном муниципальном форуме стран БРИКС, где и обсуждаются вопросы расширения международного и регионального партнерства. Последние два года повесткой дня секции, проводимой факультетом на форуме, стали вопросы цифровой трансформации в управлении системы местного самоуправления.
Каким вы видите управленца 2030 года? Какие качества останутся ключевыми, даже когда многое можно будет посчитать алгоритмами?
Полагаю, что реализация базовых процессов управления останется неизменной. Может измениться скорость реализации этапов таких процессов. Думаю, к этому времени мы будем свидетелями невероятных управленческих решений и достижений в технологическом плане. Скорость обработки информации будет стремиться к бесконечности, объем памяти будет стремиться к максимуму на бесконечно малом пространстве, технологическим ресурсом управления станет человеческая мысль. Поэтому в соотношении: духовность, мораль, нравственность и профессионализм — именно духовность выходит на первый план. Сначала духовность, мораль, нравственность и затем профессионализм.
Если бы вы могли добавить еще один новый предмет в обязательную программу подготовки госслужащих, что бы это было?
Системное мышление и искусственный интеллект.