ФСБ планирует заняться учетом и регистрацией шпионских средств
Федеральная службы безопасности (ФСБ) разработала указ президента, закрепляющий за ней функции по учету и регистрации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. К ним относятся устройства и программные решения, разработанные и реализуемые частными лицами. Перечисленные в документе функции в данное время выполняют несколько различных ведомств. Первой внимание на документ, размещенный на портале опубликования проектов правовых актов, обратила газета «Ведомости».
Согласно проекту указа, служба займется надзором за устройствами для прослушки, наблюдения и анализа данных, а также за программными решениями, предназначенными для продажи, ввоза в Россию или вывоза за пределы страны лицами, не уполномоченными на проведение оперативно-розыскных мероприятий. ФСБ получит контроль за импортом и экспортом таких технологий.
Источник газеты в крупной ИБ-компании поясняет, что, несмотря на наличие ответственности за использование шпионского оборудования, до сих пор никто не может однозначно ответить на вопрос, какие именно действия попадают под состав преступления.
Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров предложил свой список средств, подпадающих под действие предложенных ФСБ норм — это скрытые микрофоны, диктофоны и GSM- или VoIP-модули для перехвата звонков и сообщений, мини-камеры, встроенные в предметы, IP-камеры с удаленным доступом, дроны и робототехника для скрытой съемки. Однако это не конечный перечень.
Бедеров также обращает внимание, что, если раньше главным критерием для отнесения к средствам, используемым для шпионажа или негласного получения сведений, была форма хранения полученных данных, то теперь им станет предназначение устройства. И его ФСБ будет определять самостоятельно, замечает эксперт. Под действие норм таким образом может попасть любая камера, которая потенциально может быть использована для скрытой съемки.
Понятие специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации, появилось в 2019 году и содержится в уголовном кодексе. Годом ранее с инициативой о ее появлении выступила ФСБ — это произошло после уголовного дела в отношении курганского фермера, купившего GPS-трекер для коровы.