Вузы все активнее вовлекают молодежь в науку

В стране растет спрос на молодые научные кадры, что связано с развитием наукоемких технологий. Об этом говорят многочисленные исследования. При этом спрос существенно превышает предложение.

Вузы все активнее вовлекают молодежь в науку
© Российская Газета

По данным исследования Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы, к 2035 году дефицит кандидатов и докторов наук может достигнуть 20 тысяч специалистов.

Тем не менее, считают эксперты, ситуация может повернуться в позитивном направлении. В частности, обеспечить приток научных специалистов на рынок труда могут российские вузы.

Для этого еще в 2020 году был разработан национальный проект "Наука и университеты". Его задача - повысить привлекательность науки и высшего образования. В рамках нацпроекта созданы передовые научные и научно-образовательные центры мирового уровня.

В них молодые ученые ведут актуальные исследования и разработки для медицины, биотеха, химической промышленности, сельского хозяйства, авиационной промышленности.

"Наука живет и развивается при условии избыточности дисциплин, подходов и методов, а именно это разнообразие свойственно университетам, - считает директор Центра трансформации образования Школы управления "Сколково" Ольга Назайкинская. - Кроме того, вузы постоянно обновляются за счет студентов, аспирантов, молодых исследователей, которые приносят с собой свежий взгляд, новые темы и вопросы. Все это создает устойчивый механизм, в котором можно развивать и фундаментальную науку, и прикладные разработки и обеспечивать их взаимосвязь".

В университетах, где создана соответствующая научно-технологическая база, студенты привлекаются к исследованиям с первых курсов, участвуют в работе научных коллективов, выстраивают свою исследовательскую траекторию.

Молодые исследователи приносят свежий взгляд, новые темы и вопросы

Для этого со стороны вузов организуется поддержка наставников, индивидуальные траектории обучения, студенческие научные лаборатории, выделяются гранты.

"Мы делаем ставку на интеграцию образования, науки и производства, - отмечает ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж. - Студенты начинают работать на реальном оборудовании с первого курса, а их дипломные проекты - это зачастую готовые стартапы или решения для задач наших индустриальных партнеров".

"Часто университеты становятся платформой для выстраивания партнерства с бизнесом, госструктурами, НКО, научными организациями, - отмечает Ольга Назайкинская. - В таких экосистемах студенты видят, что наука - не абстрактное занятие, а прикладная и полезная деятельность: гипотезы могут становиться решениями сложных проблем, результаты исследований превращаются в стартапы и социальные проекты.

Все это повышает мотивацию студентов продолжать заниматься наукой и после выпуска из университета, тем более что и сами вузы, и бизнес заинтересованы в научных кадрах и разворачивают целые программы по привлечению и поддержке молодых исследователей".

По словам экспертов, научная повестка университетов сейчас выстраивается в соответствии с целями достижения технологического лидерства, хотя сильные исследовательские университеты не забывают о необходимости поддерживать самые разные направления, в том числе социальные и гуманитарные.

Одно из самых актуальных направлений - исследования на стыке медицины, биоинженерии и ИТ, в которых университетские лаборатории создают технологические решения, помогающие лечить, диагностировать и прогнозировать заболевания, в том числе генетические.

Научная повестка университетов выстраивается в соответствии с целями достижения технологического лидерства

"В области новых материалов и химии мы решаем задачу перехода к персонализированной медицине, - рассказывает Станислав Кудж. - Наши ученые разрабатывают и производят лекарственные средства для увеличения продолжительности и качества жизни, борются с социально значимыми заболеваниями".

Сильный кластер проектов сегодня развивается на стыке энергетики, материаловедения и экологической повестки.

Здесь университеты демонстрируют, как фундаментальные исследования, например, в области новых материалов или "зеленой химии", могут быть встроены в практические задачи промышленности, в том числе для снижения затрат на производство и повышения производительности и экологичности, и при этом не терять научной новизны.

Еще одно интересное направление - это исследования в области образования. Университеты все чаще ставят перед собой вопрос об эффективности образования и влиянии учебного процесса на конечный результат.

"Такие исследования особенно важны в условиях избыточности информации, массовизации онлайн-образования и изменения восприятия обучения новыми поколениями", - считает Ольга Назайкинская.

Современная инфраструктура отечественных вузов позволяет не только проводить эксперименты, но и сразу проверять их на практике.

Многие проекты, которые начинаются как фундаментальные, быстро находят применение в реальном секторе экономики. Бизнес все чаще обращается к вузам за помощью в решении конкретных задач, выполняя совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

"Сегодня современные университеты являются фундаментом, на котором строится не только система образования кадров высшей квалификации для страны, но и местом, где зарождается, вынашивается и развивается наука, - уверена доцент кафедры логистики Финансового университета при правительстве РФ Ольга Жильцова. - Студенты имеют возможность проводить исследования, выступать с инициативными темами, выполнять НИР под заказчика, превращая идеи в реальные продукты. Все это дает возможность существенно ускорять научно-технологический прогресс в нашей стране".

В тему

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ проанализировал новые данные Росстата о финансовых и кадровых ресурсах науки за 2024 год. Согласно этим данным, молодые исследователи в возрасте до 39 лет включительно составляют 43,3 процента (146,7 тысячи человек) всей численности персонала, занятого исследованиями и разработками (ИР).

Общий объем внутренних затрат на ИР в России достиг 1,88 триллиона рублей (+235,1 миллиарда рублей к уровню 2023 года в действующих ценах, или +4,5 процента в пересчете в постоянные цены).

По абсолютным масштабам затрат на науку Россия удерживает 9-ю позицию в мировом рейтинге (64,9 миллиарда долларов в расчете по паритету покупательной способности национальных валют). В десятке лидеров также США (955,6 млрд долл.), Китай (917,2), Япония (213,8), Германия (179), Республика Корея (143,7), Великобритания (110,8), Франция (87,1), Тайвань (69,1) и Индия (57,9).

Расширился и круг организаций, выполнявших ИР. В 2024 году их число превысило 4,1 тысячи, увеличившись на 0,8 процента. Прирост обеспечен в основном организациями промышленности (+40), которые все активнее включаются в исследования, разработку и внедрение новых технологий, продуктов и услуг.

"Эти позитивные тенденции - результат большой системной работы в рамках объявленного президентом Десятилетия науки и технологий, - отметил глава Минобрнауки России Валерий Фальков. - Мы продолжим уделять приоритетное внимание финансированию исследований и разработок, концентрировать ресурсы для достижения технологического лидерства. Особенно важно, чтобы при этом значительно росло финансирование со стороны бизнеса".