ИИ подтвердил подлинность картины Караваджо

Подлинность картины Караваджо установили с помощью искусственного интеллекта. Полотно «Лютнист» аукционные дома и музеи считали копией, однако нейросеть с вероятностью почти 86% признала авторство итальянского художника, пишет The Guardian. Анализ с использованием ИИ-технологий провела швейцарская компания Art Recognition совместно с Университетом Ливерпуля.

ИИ подтвердил подлинность картины Караваджо
© BFM.RU

Картина «Лютнист» имеет три версии. Общепризнанный оригинал хранится в Эрмитаже. Версия, где лютнист — женщина, а не юноша, находится в коллекции Вильденштейна. Полотно, о чьей подлинности шли споры, — из коллекции английской усадьбы Бадминтон-хаус. В 2001 году ее купил британский искусствовед Кловис Уитфилд за 71 тысячу фунтов стерлингов (почти 8 млн рублей). Анализ ИИ показал, что картина из Бадминтон-хауса — как раз подлинник, а экземпляр Вильденштейна — копия.

Можно ли доверять ИИ в таких вопросах? Рассуждает российский искусствовед, аналитик арт-рынка, основатель первого российского аукционного дома «Альфа-арт» Михаил Каменский:

Михаил Каменский искусствовед, аналитик арт-рынка, основатель первого российского аукционного дома «Альфа-арт» «Далеко не каждый художник может быть исследован с помощью искусственного интеллекта. Нужно собрать высококлассные макрофотографии большой части эталонных произведений того или иного художника — Мане, Малевича, Айвазовского, Шишкина. И если есть 20-40 эталонных снимков в базе, то на основании этих макроснимков искусственный интеллект составляет алгоритм. Этот алгоритм позволяет выявить мельчайшие нюансы авторской манеры письма. И если в этой эталонной базе действительно все подлинные произведения, а не попавшие туда копии, то тогда эта база является надежной основой для выводов искусственного интеллекта. Но эти выводы не могут рассматриваться в отрыве от технологий химических исследований, элементарных рентгенов и других методов. Даже когда есть единая картина, появляется интерпретатор всей этой информации — либо историк искусства, либо специалист-технолог. Если все это совпадает, то тогда да. А просто полагаться на мнение искусственного интеллекта на рынке ненадежно: это не исчерпывает той экспертизы, которую сегодня требует рынок дорогостоящих произведений. Я думаю, что информационная волна, которая поднялась после того, как выводы, сделанные на основании искусственного интеллекта, стали достоянием общественности, может способствовать, с одной стороны, привлечению внимания потенциальных покупателей, а с другой — и критиков найдется очень много. Ну, вроде меня, например. В итоге, вероятно, будет найдена золотая середина: необходимо будет мнение группы экспертов, которые скажут — да, это подлинный Караваджо, или наоборот. А что касается стоимости — думаю, что пока претензии вырастут, но рынок вряд ли среагирует».

Работы Караваджо исключительно редки: известно всего около 60 подлинных произведений этого мастера. Когда в 2019 году было обнаружено новое произведение Караваджо, его оценили примерно в 96 млн фунтов стерлингов (около 10,8 млрд рублей).