Нижегородский художник Игорь Пшеницын собирает исторические полотна из тысяч фотографий
Что объединяет солнце русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина, мировой эталон красоты Мерилин Монро и великого гражданина Индии Махатму Ганди? Кроме нашей общей планеты Земля, на которой они в разные годы славно жили, их объединяет мастерство фотохудожника из Нижнего Новгорода Игоря Пшеницына: он создал их портреты в своей авторской технике FrameUnite Art.
Игорь Анатольевич - член Союза дизайнеров России, лауреат премии Нижнего Новгорода. В его творческом портфолио - более сорока персональных выставок. Талант не знает границ. Именно поэтому его работу с благодарностью приняли в центральном музее Индии.
От Волги до Ганга
26 сентября фотохудожник Игорь Пшеницын передал в Национальный музей Ганди в столице Индии Нью-Дели свою авторскую работу - портрет великого гражданина Индии Махатмы Ганди.
Он выполнен в технике Frame Unite Art, суть которой в том, что изображения создаются из множества фрагментов или фреймов (фотоквадратов), размер которых колеблется от 12 мм до 4 см. Если зритель смотрит на полотно издалека, то видит целостный образ или картину. Но по мере приближения единое изображение распадается на 8-10 тысяч фотографий. На создание одной масштабной работы уходит не меньше года, а на маленькую - не меньше месяца. Но результат впечатляет. Игорь Пшеницын вручную вклеивает каждый квадратик.
Работу русского художника оценили все присутствующие на церемонии официальные лица и гости, среди которых были директор Национального музея Ганди Шри Аннамалаи, бывший руководитель Национальной академии искусств Судхар Шарма, руководитель Русского дома в Дели при Посольстве РФ Елена Ремизова, экс- директор Культурного центра при Посольстве Индии в Москве Уша Рк.
Представленная теперь в Национальном музее Ганди в Нью-Дели работа занимает особое место в творчестве художника. Это портрет великого гражданина Индии Махатмы Ганди, личность и судьба которого вызывают у автора огромное уважение и восхищение.
Ганди из тысяч фотографий
Во время одной из многочисленных поездок в Индию Игорь посетил Сабармати ашрам в Ахмедабаде. Ашрам был создан Ганди как коммуна последователей учения Льва Толстого. Теперь это место - мемориальный музей. Поездка произвела на художника столь сильное впечатление, что он решил создать портрет Ганди.
Работая над полотном и собирая графический материал, мастер с Волги узнал много нового о жизни и философии этого великого человека, его идеях и принципах. В результате была создана эта глубокая и многоплановая работа, в которой использованы архивные фотографии, связанные с жизнью и деятельностью самого Ганди и его соратников.
Первый вариант портрета был подарен автором Посольству Индии в Москве в ходе его персональной выставки к 70-летию установления дипломатических отношений между нашими странами.
Представленный в Нью-Дели портрет углубляет историческую тему. Это не просто рассказ о судьбе Ганди и борьбе Индии за независимость, но и попытка подтолкнуть зрителя, в какой бы стране мира он не жил, к изучению истории.
Портрет Ганди представляет собой сложную мозаику, фрагмент за фрагментом вклеенную в единое панно, в котором несколько тысяч фотографий. При внимательном рассмотрении по ним можно проследить всю историю жизни Ганди, вехи борьбы индийского народа за независимость.
"Внимательный зритель найдет в нем фотографии Ганди в разные периоды его жизни. Сможет увидеть легендарные страницы жизни Махатмы, например Соляной марш, а также трагические минуты - фотографии, сделанные во время голодовок протеста. На портрете, в историческом коллаже, представлены соратники Ганди по борьбе и продолжатели его идей", - рассказывает Игорь Пшеницын.
А присутствующие на церемонии гости были единодушны в том, что работа нижегородского художника - это еще и воплощение многовековой взаимосвязи культур Индии и России. Яркий пример тому - взаимоотношения русского писателя Льва Толстого и Махатмы Ганди. Эти два великих человека состояли в переписке. Последнее письмо Толстому Ганди написал за два месяца до смерти писателя.
Истоки творчества
С юности Игорь Пшеницын увлекался фотографией, запечатлевал на пленке понравившиеся пейзажи. Отец был военным, и поэтому семья много переезжала. Осели во Владимире, где Игорь окончил школу и получил первое высшее образование. В конце 1990-х Пшеницын переехал в Москву, где окончил второй вуз. Здесь коллеги и оценили творческие поиски фотографа.
Но потом вдруг, как это у творцов чаще всего и бывает, "захотелось добавить в работы больше смысла". "Не просто передавать красивое мгновенье, а сделать их многослойными, отразить в них определенные идеи. Например, показать женскую красоту через природу. Так появилась одна из первых моих работ - портрет Мэрилин Монро, составленный из моих фотографий цветов", - рассказывает мастер, который работает в технике FrameUnite Art уже около 20 лет.

В работы Игоря Пшеницына можно и нужно вглядываться долго и вдумчиво, ведь каждый кадр - отдельный артефакт, достойный внимания. Расставляя смысловые акценты, мастер намеренно делает одни фрагменты мельче, другие - крупнее.
"Каждый фрейм должен быть интересен сам по себе, чтобы работа в целом была "живая", чтобы людям было интересно ее разглядывать. Глаза - это самое сложное при работе с портретом, - делится мастер. - Иногда переделываю раз пятнадцать. Ведь глаза - это человеческая суть! Нужно добиться и нужного выражения, и "искорки".
Знакомясь с мемориалом воинской славы в Нижегородском кремле, подумала: вот так и люди, сотни, тысячи, миллиарды людей, составляют единое полотно жизни, в котором каждый важен, ибо без него нарушается общая картина мира. Да только кто сегодня об этом помнит!
"Однажды меня командировали в Париж на две недели, - вспоминает Игорь Пшеницын. - Все дела по работе я выполнил достаточно быстро, так что для прогулок по городу осталось много времени. В результате я привез оттуда больше тысячи кадров! (Напомним, что это было время пленочной фотографии.) Мои работы увидели друзья и стали настаивать на том, что пора "нести искусство в массы", то есть выставляться. К этому времени у меня уже было пять работ в сложной и новой для России технике FrameUnite Art.
Игорь Анатольевич рассказывает, как нашел по справочнику телефон галереи при Московском доме фотографии (МДФ), набрался смелости и позвонил директору. Тот был крайне удивлен, что его потревожил никому неизвестный фотограф с просьбой посмотреть работы, но все же согласился уделить время.

"Я повесил свои работы. 30 минут сотрудники МДФ разглядывали их в полной тишине, - вспоминает Игорь Анатольевич. - Мои работы понравились им настолько, что уже мой следующий проект, посвященный Эдит Пиаф и составленный из моих фотографий Парижа, был представлен на крупнейшей в России выставке - Международной Фотобиеннале-2004. После успеха там последовали персональные выставки в Москве, Владимире, в Госдуме РФ, в Нижнем Новгороде". Кстати, одну из выставок Пшеницына открывал профессор Сергей Петрович Капица, известный почти каждому россиянину старшего возраста как ведущий телепрограммы "Очевидное-невероятное".
В 2005 году Игорь был приглашен участвовать в Волжской Фотобиеннале в Нижнем Новгороде. Во время этой выставки он познакомился со своей будущей женой Еленой и перебрался в Нижний Новгород. Так состоялось его возвращение на Волгу. Сегодня все свои работы он делает вместе с супругой.