Как в СССР создавалась живая полиомиелитная вакцина

Как в СССР создавалась живая полиомиелитная вакцина
© Naukatv.ru

Михаил Петрович Чумаков (1909–1993)

Советский вирусолог, академик, основатель и первый директор Института полиомиелита и вирусных энцефалитов. Принимал участие в изучении причин весенне-летнего энцефалита и открытии вызывающего его вируса клещевого энцефалита. Изучал эпидемическую вспышку в Крыму и впервые описал геморрагическую лихорадку Крым-Конго, получил доказательства иммунологического единства штаммов, изолированных из крови больных людей и из клещей, установил природную очаговость нового заболевания. Совместно со своей женой и соратником Мариной Ворошиловой и другими сотрудниками организовал клинические испытания живой полиомиелитной вакцины, изготовленной из штаммов Альберта Сэбина и первое в мире ее производство. На базе Института полиомиелита и вирусных энцефалитов под руководством Михаила Чумакова было создано Предприятие по производству бактерийных и вирусных препаратов. Это сделало Советский Союз первой страной, где началось массовое применение высокоэффективной вакцины, которая через несколько лет практически ликвидировала полиомиелит в СССР и многих других странах. 

Марина Константиновна Ворошилова (1922–1986)

Дочь Екатерины Грудинской и Константина Ворошилова. Советский вирусолог, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР. Ее научная деятельность в области вирусологии началась под руководством Михаила Петровича Чумакова, который вскоре стал ее мужем. Первые работы были связаны с выделением новых штаммов вируса полиомиелита и других энтеровирусов. В 1955 году она начала работу в созданном институте по изучению полиомиелита над разработкой профилактических вакцин против этой болезни. В 1958–1959 годах совместно с Михаилом Чумаковым организовала клинические испытания живой полиомиелитной вакцины и первое в мире производство. Создатель живых энтеровирусных вакцин (ЖЭВ) для неспецифической профилактики вирусных болезней. Установила возможность вирусного онколиза опухолевых клеток под действием непатогенных энтеровирусов и провела исследования возможности терапии онкологических заболеваний при помощи ЖЭВ.

Вспоминает сын, Петр Чумаков:

Династия Чумаковых — это пять поколений, связанных с биомедицинской сферой. Мой прадед по материнской линии, Константин Васильевич Ворошилов, был ректором Императорского Казанского университета, физиологом, учеником знаменитого ученого Ивана Михайловича Сеченова. Моя бабушка, Екатерина Григорьевна Грудинская, была микробиологом. После ранней смерти ее мужа, моего деда, ее вторым мужем и отчимом моей мамы стал профессор Андрей Иванович Саватеев, основатель первой Пастеровской станции в России и специалист по бешенству.

Первые испытания вакцины в Эстонии, где болезнь особенно свирепствовала, показали, что полиомиелит можно ликвидировать практически за полгода, после чего Минздрав СССР распорядился вакцинировать все население страны. Всего за год–полтора болезнь была практически искоренена, что вызвало резонанс во всем мире: многие страны, включая США, начали вводить живые вакцины. В Японии, где полиомиелит также широко распространялся, правительство сначала отказывалось закупать советскую вакцину, но под давлением массовых протестов матерей заболевших детей была организована совместная советско-японская программа вакцинации, которая помогла победить болезнь и там. Вакцина, производимая в институте Чумакова, экспортировалась в более чем 60 стран мира и помогла ликвидировать большие вспышки полиомиелита в регионах Европы и Азии. 

Это действительно удивительная история — масштабная и уникальная. Я не знаю другой такой впечатляющей кампании по вакцинации, кроме борьбы с полиомиелитом. 

Живая полиовирусная вакцина — практически идеальное средство: она не вызывает никаких побочных реакций у маленьких детей, полностью защищает от болезни и при этом очень доступна. Дети просто проглатывали кусочек сахара с нанесенными каплями вакцины: ослабленный вирус заселял кишечник, создавая надежный иммунитет. 

Статья подготовлена в рамках мультимедийного проекта РНФ «Научные династии: гены открытий». В проект вошли истории 12 семей, члены которых связали свою жизнь с наукой и сегодня работают при поддержке Российского научного фонда. Калан Наука выступает информационным спонсором проекта. 

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram