Приморцам впервые показали историю освоения Аляски
В главном корпусе Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени Арсеньева стартовал большой межмузейный проект, рассказывающий об освоении русскими мореплавателями северных территорий.
Выставка "Русская Америка. Начало" - очередной блокбастер музея про расширение границ Российской империи в конце XVIII - начале XIX века. Это наиболее полный и увлекательный рассказ о жизни людей на восточной окраине в период между экспедициями Беринга и первым русским кругосветным плаванием Крузенштерна и Лисянского, о взаимодействии с коренными народами Чукотки, Алеутских островов и Аляски, о Российско-американской компании, созданной купцом Григорием Шелеховым.
- Экспонатов того периода сохранилось немного, пришлось изучить коллекции крупных музеев России и документы в архивах, - отметил куратор выставки, старший научный сотрудник Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени Арсеньева Александр Бондарев. - В результате получилась яркая запоминающаяся история.
Ее помогли рассказать Исторический музей, Российский этнографический музей, краеведческие музеи Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска и Иркутска, Архив внешней политики Российской империи, Иркутский госархив, Тотемское музейное объединение.
Выставка нацеливает на вдумчивое знакомство не только с артефактами, важную роль играют цитаты из писем и дневников путешественников на стенах залов. Так, англичане пристально следили за конкурентами, в их источниках много сведений о жизни русских промышленников. Известный исследователь Джеймс Кук отправился в 1776 году исследовать северную часть Тихого океана и с удивлением обнаружил, что "на всех островах, от Камчатки до Аляски, живут русские, судя по всему, очень давно". Это было за 21 год до основания Российско-американской компании.

Среди экспонатов можно увидеть копию указа Павла I и пушные ведомости, печати для документов и шкур. Исторический музей привез уникальный атлас из экспедиции Крузенштерна с картой экспедиции, этнографическими рисунками и заметками. Не менее интересно первое издание записок Григория Шелехова из Иркутского музея.
Кто-то впервые увидит такелаж, такой путешественники покупали в Охотске перед выходом в море, а также фигурки нерп. Из коллекции музея Арсеньева на выставке - посуда, иконы, кресты, кисеты, морской барометр и другие предметы того времени.
Погружают в эпоху старинная гравюра 1779 года с видом Петропавловска-Камчатского, сохранившаяся, но очень хрупкая, одежда алеутских охотников - тончайшей ручной работы камлейка, промысловые штаны из кожи и ряд других артефактов.
Этнографический музей привез деревянные доспехи и головной убор алеутов с ритуальным рисунком. И куда же без настоящих стеклянных бус, за такие аборигены отдавали менее ценную в их глазах пушнину!
В то время цена одной шкурки калана равнялась стоимости… 50 шкурок соболя! Похоже, соболей водилось много в сибирских лесах, а калан - экзотика.
Финальные титры на стенах последнего зала по-киношному подытоживают историю легендарной компании.
С момента, когда корабли "Святой Петр" и "Святой Павел" впервые достигли берегов Америки и до продажи Аляски, прошло 126 лет. Недолго эти земли оставались русскими, но их освоение дало колоссальный толчок развитию многих сфер русской жизни, начиная от военного флота и заканчивая созданием акционерных обществ.
Прямая речь
Виктор Шалай, директор Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени Арсеньева:
- Нам хотелось передать зрителям выставки ощущение России как великого, безграничного явления. Выход на американский континент послужил импульсом к дальнейшему узнаванию мира и открытию территорий, расширению влияния России. Музеи сегодня должны формировать новый взгляд в будущее. Да, базироваться на истории, понимать контекст, показывать картину прошлого целиком, но говорить о будущем.
Страницы прошлого
Активное проникновение на американский континент началось в конце XVIII века. Русские купцы с выгодой добывали здесь пушнину, морского зверя и рыбу. Когда после второй Камчатской экспедиции спутники Беринга и Чирикова привезли горы пушнины, в том числе калана, за "мягкой рухлядью" ринулись десятки купцов.
Среди них 28-летний Григорий Шелехов из Иркутска. Он снаряжал суда на промысел в Тихий океан, позднее с компаньонами на трех судах отправился к берегам Аляски и основал первое в Северной Америке русское поселение на острове Кадьяк.
В 1790 году Шелехов заключил договор с купцом Александром Барановым. Некоронованный король Аляски Баранов оставался на своем посту 28 лет. Строил укрепленные поселки, основал верфь, построил медеплавильный завод, организовал добычу угля, расширил промысел каланов, развивал земледелие и разные ремесла, открывал школы для детей-креолов и всех желающих из коренных семей. Десять алеутских мальчиков привез в Иркутск для обучения музыке, через год они вернулись домой. Все эти проекты финансировала Российско-американская компания (РАК).
В 1799 году император Павел I оценил успехи в освоении дальних земель, а к тому времени Шелехов и его компания управляли Курильскими и Алеутскими островами, Аляской и крепостью Росс в Калифорнии. Своим указом он наделил компанию большими правами и привилегиями: отдал в монопольное пользование на 20 лет все промыслы и ископаемые в Русской Америке, на Сахалине и Курилах, право организовывать экспедиции, исключительное право открывать и присоединять к России новые территории в северной части Тихого океана, торговать с соседними странами.
Компания успешно развивалась, продавая добытое внутри страны и в Китае. Российское проникновение в Америку разительно отличалось от европейской колонизации. Русские изучали язык аборигенов, учили своей грамоте и достижениям цивилизации. Конечно, на первых порах не обходилось без стычек, но в целом соседство было мирным.
Взаимопроникновению культур помогала вера. Шелехов даже крестил по их просьбе 40 человек по обрядам, которые "позволяются без священника".
Алеуты с интересом слушали, как устроена жизнь в России, немало было желающих там побывать. Некоторые отдавали Шелехову своих детей, чтобы тот брал их с собой, научил полезным делам. Он взял сначала в Охотск, потом в Иркутск группу из 15 человек, позже с обратным судном отправил домой, одарив одеждой.