Наш ответ «Старлинкам»: У нас может быть «Сфера» – но это заведомо убыточный проект

15 сентября сбой в работе систем спутниковой связи «Старлинк» ощутил весь мир. Перебои продлились около получаса, но связи через терминалы не было нигде, в том числе в зоне СВО, где Starlink стал основным средством коммуникации и управления на поле боя.

Наш ответ «Старлинкам»: У нас может быть «Сфера» – но это заведомо убыточный проект
© Свободная пресса

Вы удивитесь, но «Старлинками» пользуются не только ВСУ, но и Вооруженные силы России. Конечно, в ВС РФ зависимость от «Старлинков» не такая как у Украины. Но их терминалы используются как для связи на передовой, так и для управления беспилотными средствами.

При этом свои разработки у нас есть: например, система «Рассвет». Ее развертывание запланировано на конец этого года.

Хочется верить, что эту работу доведут до конца: СВО показала насколько важна устойчивая связь и коммуникация в условиях вооруженного конфликта. И не будем забывать – «Старлинки» это не только военная, это в первую очередь гражданская связь.

Пора обзавестись своим, но наши постоянно сдвигающиеся вправо планы создания спутникового интернета вызывают немало вопросов. Что нужно, чтобы мы поднялись на достойный уровень и больше не опускались вниз?

Бывший член руководства Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) им. Хруничева Алексей Паршин, отвечавший за международные проекты спутниковой связи, пояснил «СП» суть проблемы так:

– По поводу перспектив у специалистов мнение скептическое. У нас и раньше создание спутников отставало. Отдельные успешные разработки запускать пока можем, создание новой надёжной глобальной системы под вопросом. Без международного сотрудничества (Китай или США) вряд ли это реально. В последнее время проблеме уделяется повышенное внимание, но насколько оно эффективно, трудно сказать. В Роскосмосе вряд ли в ближайшей перспективе будет что-то создано, – подытожил эксперт.

Будет ли Россия продолжать сотрудничество с Илоном Маском в плане использования его «Старлинков» или пойдет своим путем? С таким вопросом «СП» обратилась к председателю правления Общественной организации содействия развитию авиации и космонавтики, лауреату премии Правительства России Вячеславу Смоленко.

Россия давно сотрудничает с Илоном Маском в плане использования его «Стапрлинков». Переговоры об их закупке ведут, правда, не государственные компании, а крупные коммерческие корпорации. Закупаем их через третьи страны.

Илон Маск заинтересован в продаже своих терминалов: у него масштабы запусков – 100 аппаратов в месяц, до тысячи в год. Эти спутники держат высоту до 500 км, определяя местоположение объекта. Земной шар «Старлинки» покрывают не полностью. Тем более, что сейчас интересы США сместились в сторону Ближнего Востока, европейскую часть «Старлинки» охватывают все меньше. Оттого и пошли сбои в центрах управления их группами.

«СП»: Можем ли мы противопоставить «Старлинкам» что-то свое?

– Теоретически можем. Но тут нам надо понимать, какие у нас рынки сбыта. Все постсоветское пространство от нас фактически уходит. А Илон Маск тем временем выдвинул идею глобального интернета для всех. Мы же отстаем – и в идеологии, и в технике. А тут нужен размах и, я бы сказал, бесстрашие. Маск делает и спутники связи, и ракеты, и космические аппараты. У него за последнее время – 9 аварий, но он идет дальше, не оглядываясь. Гений отечественной космонавтики Сергей Королёв не пережил 4-ю аварию…

К тому же для собственных спутников связи нужно серийное производство. А мы свой отечественный самолет МС-21 уже 30 лет не можем в серию запустить.

Суммируя, кооперация с США и Китаем в области спутниковой связи у России есть. Патентов множество, собственные аналоги произвести можем. Но где рынок сбыта? Такого масштаба, как у Маска, скорее всего у России в обозримом будущем не будет, как мировая космическая держава мы сошли с дистанции.

«СП»: А если ориентироваться на систему «Глонасс», она выручит в области связи – военной и гражданской? Ведь сегодня мы ориентируемся в основном на нее…

– «Глонасс» – это глобальная система преимущественно с военными задачами. У нас в настоящий момент на орбите 27 спутников «Глонасс». 23 работающих, 3 резервных. «Глонасс» мы используем и в гражданских целях, но навигация, как видим, часто сбоит. Таксисты жалуются даже, что геолокацию определить не могут…

«СП»: Ну, а наш спутниковый интернет «Сфера», так широко разрекламированный Роскосмосом? Дмитрий Рогозин обещал, что он покроет потребность регионов в интернете, а также в перспективе возможен выход на международный рынок. Что тут можно ждать, а на что – только надеяться?

– «Сфера» – хороший, добротный проект. Он разработан в АО «НПО Лавочкина». Проект отечественного интернета у нас есть, и страну мы им в перспективе покрыть можем. Но только окупятся ли вложенные средства? Повторюсь: рынка сбыта у нас нет, постсоветское пространство мы упустили, Европа и тем более США играют по иным правилам.

«СП»: Много неприятных слов приходится слышать в последнее время о техническом отставании России… Мы действительно так много упустили?

– Мы отстаем на целое поколение в таких видах связи, как телефоны и компьютеры. А вот в области технического оснащения ВПК твердо входим в тройку ведущих стран мира.