Операторов дронов обяжут получать права на управление беспилотниками
Минтранс предложил обязать операторов дронов получать права на управление ими. Ведомство предложило ввести требование о получении так называемого свидетельства внешнего пилота для операторов БПЛА (БВС), пишут «Ведомости» со ссылкой на документы.
Минтранс предлагает вписать «внешнего пилота беспилотных авиационных систем» в список специальностей авиаперсонала. В правах на управление будет указан вид беспилотника (например, беспилотный самолет, дирижабль, планер, винтокрыл или аэростат).
При этом для получения авиационного свидетельства нужно будет сдать экзамены, а также пройти подготовку в авиационном учебном центре. Такой центр должен быть сертифицирован Росавиацией.
Мнением делится основатель компании по аэросъемке с квадрокоптеров «Хей дрон» Дмитрий Поляков:
Дмитрий Поляков основатель компании по аэросъемке с квадрокоптеров «Хей дрон» «Учебных центров, которые сертифицированы Росавиацией, на данный момент нет, но оно и понятно, потому что приказ только вводится. Зато есть огромное количество учебных центров, которые имеют образовательную лицензию от министерства образования. Видимо, они свои программы, по которым учат пилотов дронов, должны будут синхронизировать, согласовать с Росавиацией и получить еще их лицензию, чтобы иметь право выдавать права на управление дронами. Наша сфера растет, развивается, и это просто очередной этап, который мы как участники рынка, в принципе, ждали, что права на управление дронами будут необходимы. На данном этапе права вводятся только на тяжелые беспилотники массой выше 30 килограммов. Но, я думаю, это лишь вопрос времени, когда права будут нужны всем, кто захочет управлять дроном. На перспективу, даже несмотря на СВО, рынок гражданских беспилотников в России все равно развивается, несмотря на все ограничения, появляются новые производители. Как-то где-то, порой нелегально, люди так или иначе используют беспилотники: в аграрном секторе, в видеосъемке, в построении географических карт. Не так, как хотелось бы, но рынок развивается, и регулирование его со стороны государства — это естественная мера, к ней нужно быть готовыми».
Изменения, которые предлагает Минтранс, должны вступить в силу 1 марта следующего года и действовать ближайшие пять лет. Сама идея свидетельства внешнего пилота беспилотных авиационных систем появилась еще в 2015 году, когда термин появился в Воздушном кодексе России, однако за десять лет подвижек не было.
База для обучения таких пилотов не готова: ни один учебный центр в России пока не сертифицирован Росавиацией. Сейчас во всех регионах России свободное гражданское использование беспилотников запрещено, что надо учитывать при разработке нормативов по правам. Продолжает гендиректор ассоциации AeroNext, председатель совета национального проекта БАС Глеб Бабинцев:
Глеб Бабинцев гендиректор ассоциации AeroNext, председатель совета национального проекта БАѫ том, что Минтранс узаконивает форму документа, проблемы нет, это обычная практика — получать документ государственного образца после обучения в лицензированном учебном заведении. Формы таких документов утверждаются полномочным органом, что и сделал Минтранс. Само обучение всегда было обязательным с одной лишь разницей: оператор БВС массой менее 30 килограммов учится сам по программе профобучения, и за качество его подготовки отвечает работодатель. А оператор БВС массой более 30 килограммов учится только в сертифицированном Росавиацией учебном центре, которых в России сегодня один на базе МАИ. Проблема в другом: Минтранс и Росавиация никак не могут осознать, что оператор беспилотника — это не пилот на борту лайнера. Оператор БВС — это оператор компьютера, который наблюдает за перемещением точки на мониторе. Оператор не испытывает кренов, вибраций, перегрузок, от его моторики ничего не зависит, если только это не пилотирование FPV, которое применяется либо в спорте, либо на фронте. И решения оператора сегодня все больше замещаются работой датчиков и алгоритмов, все системы беспилотные становятся все более автономными и автоматизированными. Таким образом, переусложняя требования по обучению операторов БВС с массой более 30 килограммов, мы сами себя тормозим в развитии, а рынок загоняем в тень. Потребность в кадрах не закрыть одним или даже десятью сертифицированными авиационными учебными центрами, тогда как в онлайне есть возможность узнать в сто раз больше, а практику пройти на площадке разработчика в сто раз лучше».
Сейчас участники отрасли, по словам экспертов, обсуждают вопрос минимальной квалификации для обучения на внешнего пилота дронов, отмечает авиаэксперт. По их словам, в России уже более 20 лет есть проблема избыточных требований к кандидатам в пилоты. Позиция Минтранса не сильно отличается от требований к кандидату на командира воздушного судна гражданского лайнера, а отрасль считает, что требований по аналогии с правами категории B будет достаточно.