Как искусственный интеллект помогает врачам, учителям и фермерам
Несмотря на то, что искусственный интеллект (ИИ) давно стал реальностью, споры вокруг него не только не утихают, но каждый раз возобновляются с новой силой. А все потому, что прийти к единому мнению в отношении ИИ человечество так и не смогло. Единственное, в чем сходятся взгляды на ИИ, так это на его роли помощника для человека.
Другие качества искусственного интеллекта вызывают сомнения. Ученые задаются вопросами: "Насколько безграничны его возможности?", "Где та грань, за которую ИИ лучше не переступать?", "Насколько его применение в области высоких технологий безобидно и не может ли обернуться беспощадным оружием наподобие мирного атома?" и, наконец, "Сможет ли ИИ следовать тем этическим нормам, которые человечество старалось выработать за время своего развития?"
Впрочем, вопросов к ИИ и его создателям несомненно больше, нежели ответов, поэтому сосредоточимся на позитивных достижениях ИИ, данного человеку в помощь в таких областях как медицина, образование и сельское хозяйство. А заодно выясним, в чем он превосходит человека, а в чем ему проигрывает.
Содержание:
Искусственный интеллект в медицинеОсновные направления применения ИИОграничения и рискиИскусственный интеллект в образованииДля учителей и учениковИскусственный интеллект в сельском хозяйствеОсновные направления примененияЭффект для фермеровПроблемы и вызовыБудущее ИИ в профессияхВрачи: цифровые ассистенты, автоматическая обработка картУчителя: интеллектуальные помощники, системы рекомендацийФермеры: "умные фермы" и предиктивная аналитикаОбщая тенденция - не замена людей, а сотрудничество человека и ИИЧасто задаваемые вопросыЗаключение
Искусственный интеллект в медицине
Можно сказать, что искусственный разум наконец-то добрался до медицины: мы привыкли внедрять все самое передовое в самые различные области человеческой деятельности, порой не просчитывая всех рисков и не заботясь о последствиях.

Впрочем, для человека также свойственно представлять возможности ИИ как безусловное благо. При этом в качестве аргументов приводятся следующие доводы:
использование возможностей ИИ уже включено в общероссийскую стратегию развития АI (ИИ) до 2030 года и медицина не исключение;ИИ активно применяется в разработке новых препаратов, а также в процессе анализа медицинских снимков и медкарт;помощь ИИ в диагностике и роботизированных хирургических процессах - следующий шаг в применении AI.
Заметьте, что многое уже предопределено, и намечены основные направления в применении ИИ в системе здравоохранения. Но так ли все просто? Так ли все однозначно и не имеется ли здесь подводных камней?
Основные направления применения ИИ
Можно сказать, что опробованных искусственным интеллектом областей в медицине не так уж и много, например, он способен:
анализировать медицинские изображения (рентгеновские снимки, МРТ, КТ);разобраться в собранной о пациенте информации и прогнозировать появление заболеваний;участвовать в персонализации данных о пациенте на основе его генетической наследственности и образа жизни в соотношении с общестатистическими данными;вести медицинскую документацию, беря на себя рутинный процесс, который поддается автоматизации;персонализировать схемы лечения;принимать участие в роботизированной хирургии, а также в дистанционных операциях под наблюдением врача-специалиста.
Среди безусловных преимуществ ИИ в медицине - его помощь врачам в ранней диагностике, избегании ошибок в ведении документации, а также в способности разгружать медработников от излишних нагрузок.
Впрочем, предоставим экспертам право выразить свое мнение по этому поводу.
Сергей Спиридонов, руководитель проектного отдела ИТ-интегратора "Первый Бит" в Челябинске:
"Искусственный интеллект демонстрирует впечатляющие результаты в медицинской диагностике. В онкологии ИИ выявляет рак молочной железы, легких и кожи с точностью 92-97%. В офтальмологии системы распознавания диабетической ретинопатии показывают точность свыше 90%.
При диагностике рака легких ИИ значительно превосходит врачей: в одном из исследований только один из 18 опытных специалистов смог достичь той же точности, что и нейросеть. В Москве внедрение платформы ИИ для анализа КТ почти в два раза повысило эффективность врача-рентгенорадиолога и снизило его нагрузку до 86,7%.
Но существуют и значительные ограничения. ИИ хуже справляется с выявлением доброкачественных новообразований, зависит от качества входных данных и создает правовые вопросы об ответственности за диагностические ошибки. В России зарегистрировано только 37 медицинских изделий с ИИ, что указывает на раннюю стадию внедрения технологий".
Наталья Абрамова, эксперт и амбассадор безопасного искусственного интеллекта, руководитель направления в компании АО НИП "Информзащита":
"В российских клиниках появилась система цифровой дерматоскопии FotoFinder, которая использует искусственный интеллект для диагностики родинок. С ее помощью делается серия детальных снимков в высоком разрешении, которые затем анализирует искусственный интеллект. Процесс занимает около пяти минут.
Как это работает: врач устанавливает специальную камеру над родинкой, аппарат фотографирует образование под разными углами и с различным увеличением. ИИ сравнивает полученные изображения с базой из тысяч снимков меланом и доброкачественных образований. Затем система выдает заключение о степени риска и рекомендации по дальнейшему наблюдению.
Главное преимущество: fotofinder dermoscope оснащен системой искусственного интеллекта, которая помогает врачу не пропустить подозрительные изменения. ИИ замечает мельчайшие детали, которые может не заметить человеческий глаз, и сохраняет всю историю изменений родинки.
Кроме диагностики родинок, искусственный интеллект помогает врачам:
в кардиологии: умные браслеты и импланты круглосуточно отслеживают сердечный ритм, давление, выявляют аритмии. ИИ анализирует данные и предупреждает об опасности за несколько часов до приступа.в онкологии: системы анализируют снимки КТ и МРТ, находят опухоли размером от 2-3 миллиметров. ИИ помогает подобрать персонализированную химиотерапию, основываясь на генетических особенностях опухоли.в реабилитации: программы с искусственным интеллектом восстанавливают речь после инсульта, помогают заново учиться ходить. При этом ИИ-тренажеры адаптируются под возможности каждого пациента".
Борис Селецкий, директор Автономной некоммерческой организации "Региональный институт территориального и отраслевого развития" (РИТОР):
"Важно понимать, что ИИ - это не о том, чтобы создать бездушную машину для замены человека, а о том, чтобы создать мощного, неутомимого и высокоточного помощника, который возьмет на себя рутинную, ресурсоемкую работу и предоставит ключевые данные для принятия взвешенного, окончательного решения. Это симбиоз, где сильные стороны человека и машины не конкурируют, а дополняют друг друга.
Конкретно к нам в институт постоянно приходят бизнес-заказчики, которые хотят внедрять у себя новые ИИ-продукты. В частности, мы разрабатываем методологи и аналитики, а потому знаем тренды и тенденции в этом направлении.
Например, в медицине от правильных решений зависят человеческие жизни.
Главная сила ИИ в этой области - способность анализировать колоссальные массивы данных с высочайшей скоростью и точностью. Врач за свою карьеру видит тысячи пациентов и снимков, а алгоритм может изучить миллионы.
Яркий пример - анализ медицинских изображений. Некоторые российские разработки уже сегодня помогают врачам-рентгенологам искать на КТ- и МРТ-снимках признаки онкологических заболеваний, в частности рака легких или молочной железы.
Алгоритм действует как второй, невероятно внимательный и неутомимый эксперт: он выделяет подозрительные участки, измеряет размеры новообразований, отслеживает их динамику в сравнении с предыдущими исследованиями.
Результаты впечатляют: такая помощь позволяет на 10-15% повысить точность и скорость первичной диагностики, особенно в условиях колоссальной нагрузки на врачей в поликлиниках. Это означает, что больше пациентов получат своевременную диагностику и вовремя попадут к узкому специалисту.
Другой важный кейс - предиктивная аналитика. Алгоритмы, анализируя данные электронной медицинской карты (возраст, анализы, историю болезней, показания датчиков), могут спрогнозировать риск развития у пациента опасных состояний, например, диабетической стопы, инсульта или сепсиса.
Это позволяет перейти от лечения к управлению здоровьем, упреждая кризисные ситуации".
Максим Оганов, предприниматель, бизнес-консультант, маркетолог, основатель рекламного агентства "Oganov.Digital":
"В медицине ИИ уже стал реальным помощником врачей. Например, исследование Microsoft 2025 года показало: система MAI-DxO правильно поставила диагноз в 85% сложных случаев. Для сравнения - группа врачей общей практики справилась только с 20%. Разница огромная. К тому же ИИ снизил стоимость диагностики на 20%, потому что не назначал лишних анализов и тестов.
Есть и другие примеры. Австралийская компания Heidi Health разработала сервис, который записывает беседу врача с пациентом и автоматически формирует медицинскую карту: историю болезни, план лечения и заметки. В итоге врач тратит меньше времени на бумажную работу и больше - на пациента.
В России тоже есть серьезные разработки. Так, система Botkin.AI анализирует КТ и МРТ, помогая выявлять патологии с точностью до 95%. Она уже работает в десятках клиник по стране и значительно ускоряет работу врачей".
Артемий Карманов, врач-стоматолог, терапевт:
"В стоматологии существует несколько ИИ-решений для чтения 3D-снимков (компьютерных томограмм). Одно из самых удачных - российское. Для большинства клиник оно недоступно с точки зрения цены.
В обычной практике врач-стоматолог сам расшифровывает массив данных КЛКТ или, если не умеет, полагается на расшифровку врача-рентгенолога. Специалист ищет на снимке патологические изменения: кариес, его осложнения и др. ИИ в состоянии распознать наиболее частые патологии и указать вероятность, что это действительно они.
Точность ИИ в этом смысле растет, но в большинстве случаев требует перепроверки, т.к. очевидные для врача "ошибки" снимка (засветы и т.д.) не всегда распознаются ИИ. Оптимальный результат внедрения ИИ в эту область - возможность улучшить диагностику малозаметных патологий. До замены специалистов ИИ в данной области пока далеко".
Анна Морозова, заместитель директора по развитию клиники ЭКО и репродукции Эмбрио:
"В репродуктивной медицине ИИ сейчас внедрен в первую очередь в практику эмбриологов. В клиниках ЭКО в эмбриологических лабораториях активно используются инкубаторы с системами Time Lapse (Тайм Лапс) и модулем ИИ.
Если при использовании классических инкубаторов эмбриолог видит только фрагменты развития эмбриона, то с системой Тайм Лапс возможно просмотреть весь путь за 5 суток, не пропуская критические моменты.
Данную запись анализирует искусственный интеллект и проводит ранжирование эмбрионов, присваивая им баллы от 1 до 10. Чем выше балл, тем перспективнее эмбрион для имплантации и наступления беременности. Также ИИ помогает отобрать эмбрионы для криоконсервации, генетического тестирования, выбрать оптимальное время для биопсии материала для генетического тестирования эмбриона.
В эмбриологической лаборатории нашей клиники такое оборудование с ИИ используется при неудачных попытках ЭКО, а также повышает доверие пациентов.
До внедрения искусственного интеллекта эмбриологический этап программ ЭКО сильно зависел от человеческого фактора, то есть от работы эмбриолога. ИИ делает его более объективным.
На сегодняшний день идет работа над использованием ИИ в качестве помощника врача.
Большую помощь ИИ оказывает также при обучении молодых специалистов, что важно в нынешних условиях дефицита кадров".
Ограничения и риски
К сожалению, они существуют и прежде всего касаются этических вопросов, главный из которых звучит так: заменит ли ИИ врачей? Сохранится ли при этом конфиденциальность данных пациентов и насколько вероятны ошибки в алгоритмах?
"Безусловно, машина превосходит человека в распознавании визуальных паттернов, монотонном анализе данных и работе с большими цифрами, - говорит Борис Селецкий. - Но ей недоступно главное - клиническое мышление.
Врач ставит диагноз не только на основании снимка, а на целой совокупности факторов: он видит и слышит пациента, улавливает невербальные сигналы, учитывает социальный контекст, семейный анамнез и, в конце концов, опирается на собственную интуицию, сформированную опытом.
К тому же ИИ не способен на эмпатию, на то, чтобы поддержать человека, сообщить ему тяжелый диагноз, принять этически сложное решение. Поэтому вопрос о полноценной замене врача ИИ отпадает сам собой. Речь идет о появлении новой роли - врача, усиленного искусственным интеллектом. Это "супер-доктор", который освобожден от рутины и может посвятить больше времени прямому общению с пациентом, сложным случаям, требующим творческого подхода, и, что немаловажно, профилактической медицине".
Анатолий Баранов, член Центрального совета независимого профсоюза "Новый Труд":
"В функцию врача входит клиническое исследование симптомов и их интерпретация. ИИ на это в принципе не способен.
Хотя в последние годы сильно расширились возможности инструментальных исследований, и изучение объективных показателей - тех, что не требуют интерпретации, и которые вполне по силам ИИ. Более того, тут у него есть известное преимущество: как говаривали старые врачи, чтобы поставить верный диагноз, надо про него вспомнить.
Особенность же ИИ в том, что он в принципе не может что-то забыть или упустить из поля зрения. Но поскольку никто не решится поставить диагноз и назначить лечение, не видя больного - ведь в случае ошибки грозит как минимум лишение права врачевания, а то и лишения свободы, - я бы рассматривал ИИ как вспомогательный инструмент.
Вероятно, в скором будущем он станет просто необходим, но все же не будет заменять врача, а будет лишь помогать ему. Особенно в вопросе назначения лечения - живой человек просто не в состоянии держать в голове всю фармакологию, в то время как ИИ по-другому и не может".
Николай Игловиков, доцент кафедры урологии Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова:
"Если еще вчера основное внимание уделялось способности ИИ анализировать медицинские изображения - например, компьютерную томографию, - то совсем недавно произошел настоящий прорыв в хирургии.
Все понимали, что рано или поздно это произойдет, но мало кто ожидал, что так быстро. В июле 2025 года впервые была проведена операция, где хирургическим роботом управлял не хирург, а искусственный интеллект. Экспериментальная система SRT-H (Hierarchical Surgical Robot Transformer) полностью автономно выполнила удаление желчного пузыря у свиньи.
Это важно: ИИ не просто помогал врачу, а самостоятельно принимал решения, адаптируясь к индивидуальной анатомии и условиям операции. Чтобы понять значимость события, стоит пояснить: робот da Vinci широко используется по всему миру, в том числе в России, где установлено более 35 таких комплексов.
Обычно им управляет хирург, сидящий за консолью, а манипуляторы робота лишь точно воспроизводят его движения. Теперь же надстройка в виде ИИ позволяет автоматизировать этот процесс.
Иными словами, речь идет не о создании совершенно нового робота, а о внедрении программного "мозга", который может работать на базе уже существующего оборудования.
Потенциальные перспективы впечатляют. Автономные хирургические системы способны работать круглосуточно, повышая эффективность операционных блоков. Хотя сегодня SRT-H действует медленнее опытного хирурга, система уже показывает стабильный и безопасный результат, сопоставимый с действиями высококвалифицированного специалиста. По мере развития алгоритмов скорость и точность только вырастут.
Дополнительный плюс - способность воспринимать голосовые команды и обучаться на собственном опыте. При этом остаются вопросы:
кто будет нести ответственность за исход операции?как внедрение автономных систем скажется на подготовке молодых хирургов, ведь именно простые операции - первые шаги в их профессиональном развитии?
Вероятно, наиболее реалистичный сценарий на ближайшие годы будет напоминать гибридную модель беспилотного транспорта: хирург наблюдает за ходом операции и вмешивается только в нештатной ситуации. Такой формат позволит объединить преимущества ИИ с человеческим контролем и станет оптимальным компромиссом".
Сергей Лебедев, коммерческий директор GreenData:
"Говоря о будущем искусственного интеллекта в медицине, нельзя не упомянуть существующие барьеры. Главные из них: качество и разрозненность данных, сохранение бумажных карт, несогласованные ИТ-системы в клиниках. Без стандартизации база для машинного обучения будет давать низкую точность, поэтому цифровизация и консолидация медицинских данных - обязательное условие для дальнейшего развития.
Кроме того, остаются вопросы защиты информации и юридической ответственности. ИИ уже стал "вторым пилотом" и надежным помощником врача, но заменить его не может, как и не сможет в ближайшие годы, ведь будущее ИИ в медицине - не про замену, а про партнерство: интеллектуальные инструменты становятся фоном работы, помогая специалистам быть точнее, быстрее и эффективнее.
В здравоохранении, где речь идет о комплексной оценке, эмпатии, передаче знаний и ответственности за решение, ведущая роль сохранится за человеком".
Искусственный интеллект в образовании
Для учителей и учеников
Сегодня сложно представить процесс дистанционного обучения без его оптимизации за счет использования ИИ. Педагогам он помогает в рутинной проверке домашних заданий, заполнении журналов, формировании статистики по общей успеваемости класса. А также в составлении подсказок и рекомендаций для более эффективной подачи учителем материала.

Ученикам ИИ окажет помощь в адаптации учебного материала под их индивидуальные способности и возможности. Он вполне в силах справиться с созданием индивидуальных образовательных программ, выявить пробелы в знаниях и помочь восполнить их. Сделать любую тему интереснее и наглядней с помощью визуализации учебного материала за счет изображений, инфографики, презентаций и схем.
О пользе ИИ в обучении рассуждают наши эксперты.
"ИИ трансформирует образование, делая акцент на персонализированное обучение. Адаптивные платформы, такие как решения от Microsoft, Google и российских разработчиков, создают индивидуальные образовательные маршруты, анализируя данные об успеваемости и предпочтениях студентов. В 2025 году 35% российских школ используют такие системы, что на 15% больше, чем в 2023 году. ИИ автоматизирует проверку заданий, генерирует интерактивные материалы и помогает преподавателям оптимизировать учебные планы.
Преимущества включают рост вовлеченности студентов на 30% и сокращение времени на рутинные задачи преподавателей на 45%. В 2025 году появились ИИ-ассистенты с поддержкой голосового взаимодействия, которые помогают студентам с особыми образовательными потребностями, обеспечивая доступ к материалам в реальном времени".
"Опросы показывают, что 40% репетиторов в России хотя бы раз использовали искусственный интеллект для решения рабочих задач, а 20% пользуются нейросетевыми помощниками постоянно. Российские учителя активно применяют ИИ-технологии в своей работе.
Как работает: ИИ в обучении - это не замена учителя, а умный помощник, который берет на себя рутинные задачи и помогает делать уроки интереснее.
Конкретные примеры применения:
Проверка домашних заданий. ИИ анализирует письменные работы, выявляет ошибки в грамматике, фактах, логике изложения.Персонализация обучения. Система отслеживает, какие темы даются ученику сложнее, и предлагает дополнительные материалы.Создание тестов. ИИ генерирует вопросы разного уровня сложности по любой теме за несколько минут.Анализ успеваемости. Искусственный интеллект выявляет закономерности в оценках класса, подсказывает, на что обратить внимание".
Борис Селецкий:
"В сфере образования ИИ выступает в роли персонального тьютора и неутомимого администратора, который берет на себя рутинные задачи, высвобождая учителю время для главного - творческого и воспитательного процесса.
Ярче всего это проявляется в системах адаптивного обучения. Отечественные платформы, такие как "Яндекс.Учебник", "Учи.ру" или "Фоксфорд", активно используют алгоритмы для персонализации образовательных траекторий.
Как это работает? Система постоянно анализирует действия ученика: сколько времени он тратит на задачу, какие ошибки делает, какие темы ему даются легко. На основе этих данных алгоритм подбирает следующее задание именно той сложности, которая нужна конкретному ребенку здесь и сейчас. Сильный ученик не скучает, а слабый - не теряет мотивацию, так как получает посильные задачи.
Результат - повышение академической успеваемости и рост вовлеченности в учебный процесс. Учитель же получает не просто журнал с оценками, а детальную аналитику по всему классу: он видит, что 70% учеников не усвоили тему про сложноподчиненные предложения, а Петя Иванов стабильно делает одну и ту же ошибку в уравнениях. Это позволяет точечно работать над проблемами.
Кроме того, ИИ уже хорошо справляется с автоматической проверкой домашних заданий, правда, пока в основном тестового характера или заданий с четким алгоритмом решения. Что освобождает педагогу до нескольких часов в день, которые можно потратить на подготовку интересных уроков, проектную деятельность или индивидуальную работу с отстающими".
Максим Оганов:
"ИИ активно внедряют в сфере образования. Так, в Великобритании в 2024 году учителя использовали ChatGPT для подготовки уроков и экономили в среднем 25 минут в неделю - это почти треть времени по сравнению с теми, кто готовил уроки по старинке.
У нас в России ИИ применяют при проведении ЕГЭ. В 84 регионах умная система анализирует мимику, жесты и взгляд учеников через камеры. Если поведение кажется подозрительным, организаторы сразу получают сигнал. Это помогает сделать экзамен честным и прозрачным.
Вот еще пример из реальной практики. В Московской электронной школе (МЭШ) с октября 2024 года работает ИИ-помощник по математике. Он анализирует, где ребенок "проседает", и подбирает упражнения, чтобы подтянуть тему. Весной 2025 года там же запустили похожий сервис по английскому языку. Он оценивает словарный запас, находит типичные ошибки и адаптирует учебную программу под каждого ученика. Для учителя это экономия времени, а для школьника - персональный маршрут обучения".
Лариса Малефф, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета:
"Интеграция искусственного интеллекта в систему образования сегодня перестала быть экспериментом и стала реальностью. Нейросети вроде GPT-4, DeepSeek или Perplexity уже активно применяются преподавателями для подготовки лекций, презентаций, рабочих программ и тестов. Они экономят время, предлагают новые идеи, помогают в переводах и даже используются в серьезных научных исследованиях, анализируя массивы данных и подбирая релевантную литературу.
ИИ берет на себя рутину. Преподаватели стали доверять искусственному интеллекту проверку тестов, составление учебных материалов, а также анализ успеваемости. Такой тандем искусственного и естественного интеллектов позволяет педагогам освободить время для главного - живого общения с учениками и развития творческого подхода.Персонализация обучения. Одним из важнейших преимуществ ИИ - возможность индивидуализировать процесс. Алгоритмы анализируют прогресс каждого ученика и подбирают задания под его потребности. Это помогает преодолевать трудности, поддерживать мотивацию и выстраивать обучение так, чтобы оно было максимально эффективным для конкретного школьника или студента.Новый уровень коммуникации. Цифровые ассистенты и чат-боты уже выполняют роль круглосуточных помощников: они отвечают на вопросы учащихся, помогают закреплять материал и обеспечивают постоянную обратную связь. Виртуальные и дополненные реальности с поддержкой ИИ создают новые образовательные форматы, где освоение сложных тем превращается в практический и увлекательный опыт".
Риски
Существуют также риски, которые сопровождают роботизированный процесс обучения, и на которые обратили внимание наши эксперты.
Анна Скрозникова, депутат Государственной думы, член комитета по просвещению:
"В некоторых регионах апробируются цифровые ассистенты, которые могут проверять работы, вести статистику, помогать в создании учебных материалов. Но заменить педагога ИИ не способен: он не воспитывает, не формирует ценности, не чувствует эмоционального состояния ребенка.
Главная миссия учителя - развитие личности и воспитание гражданина - остается вне компетенции технологий.
Что доступно ИИ, а что нет: ИИ хорошо справляется с рутинной аналитикой, обработкой больших массивов информации, распознаванием образов, прогнозированием по статистическим моделям. Но ему недоступны эмпатия, нравственная оценка, творческий поиск и ответственность за конечный результат".
Галина Платунина, заместитель заведующего кафедрой "Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии" МТУСИ:
"На сегодняшний день полная замена преподавателей искусственным интеллектом маловероятна. Преподавательская деятельность включает широкий спектр компетенций, таких как умение вдохновлять, мотивировать и взаимодействовать с учениками на личностном уровне. Хотя ИИ отлично справляется с технической стороной обучения, создание благоприятной атмосферы и поддержание интереса учащихся к учебному процессу остается задачей педагога.
Хотя искусственный интеллект существенно облегчает жизнь педагогов и увеличивает эффективность образовательного процесса, но полное замещение преподавателей невозможно. Педагоги играют ключевую роль в формировании всесторонне развитого поколения, что нельзя доверить ни одной даже самой продвинутой программе".
Александра Назарова, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ:
"На мой взгляд, генерация сложных визуальных материалов (картинки с текстом, к примеру, сложные графики) пока не удаются ИИ: часто текст на картинке не несет никакого смысла, и это нужно перепроверять.
Из моего опыта, объяснение сложных грамматических тем ИИ тоже удается не всегда: был случай, когда ИИ выдал мне абсолютно неверное правило, убедительно проиллюстрировав его примерами и добавив несколько упражнений на отработку. Пришлось корректировать, отсюда важное правило - всегда нужно перепроверять полученный результат, особенно при генерации контента.
Еще одно важное ограничение касается самой сути профессии учителя - это творческий подход и персонализация. ИИ не сможет волшебным образом решить все проблемы и создать идеальный план занятия без вашего промпта (запроса) - значит, первоначальная идея исходит все же от человека, которую затем развивает машина.
ИИ не сможет полноценно заменить учителей, так как наша профессия во многом зависит именно от человеческого взаимодействия: это контакт с классом, эмпатия, умение адаптироваться и эмоционально реагировать. Однако ИИ может стать хорошим помощником, решающим рутинные задачи.
Еще один важный аспект - адаптация профессии учителя под ИИ. Давать традиционные задания вроде "напишите сочинение", "решите задачу" уже малоэффективно, т.к. ученики тоже обращаются к ИИ. Значит, нужно учить ответственности, академической честности и видоизменять задания на другие, более творческие и осмысленные формы работы, включающие объяснение мыслительного процесса и оценку полученного от ИИ результата".
Искусственный интеллект в сельском хозяйстве
Основные направления применения
В этой области ИИ охватывает довольно широкий спектр задач, тем самым оптимизируя все процессы, добиваясь их эффективности, снижения рисков и высоких результатов. В частности, в агро-обиход прочно вошло такое понятие как "точное земледелие", основанное на анализе искусственным интеллектом снимков со спутников и дронов состава почв и погодных условий.

С помощью компьютерного зрения ИИ способен бороться с вредителями и мониторить состояние здоровья растений. А также участвовать в посадке, поливе урожая, определять влажность и потребность растений в удобрении, что значительно экономит водные и энергетические ресурсы.
Незаменимым помощником ИИ выступает также в скотоводстве: следит за состоянием животных, контролирует их рацион и прогнозирует заболеваемость животных. А главное ИИ способен восполнить дефицит квалифицированной рабочей силы в сельском хозяйстве и содействовать увеличению урожайности до 30-50%.
В частности, наши эксперты отмечают по части достижений ИИ в сельскохозяйственной отрасли следующее.
Владимир Коршунов, директор по стратегическому развитию цифровой платформы "АгроСигнал":
"В сельском хозяйстве основное применение технологий, на мой взгляд, остается за фото и видеоаналитикой. Речь идет об определении количества и состояния урожая, это ключевое и наиболее востребованное направление. Например, сегодня снимки активно используют для мониторинга всходов и распознавания сорняков. Много решений разрабатывается для животноводства, работы с крупным рогатым скотом. Есть проекты с применением "компьютерного зрения", нацеленные на распознавание состояния животных, определения их веса, оценки здоровья.
В сельском хозяйстве обучение нейросетей сопряжено со значительными трудностями. Основная сложность, это низкая повторяемость условий и недостаточный объем данных. Практика применения показывает, что из-за ограничений самой технологии, ИИ не может полностью заменить квалифицированного специалиста, но может помочь ему, выполняя множество рутинных задач, увеличив производительность специалиста на десятки процентов.
Важный вопрос, возникающий при использовании ИИ, это ответственность. В случае слепого следования результат может быть непредсказуем, а иногда и просто абсурден. Поэтому есть необходимость перепроверки. И чем более сложен предмет этой информации, тем более квалифицированный специалист должен ее проверять".
Максим Белопухов, генеральный директор компании ООО "АГРИ ПАРТС РУС":
"Искусственный интеллект в сельском хозяйстве, к сожалению, пока не может заменить "агрономическое чутье", поэтому о полном замещении фермеров речи не идет. Зато технология защищает от человеческих ошибок и экономит ресурсы, что в экстремальных условиях пиковых сезонов просто спасение.
Я говорю о наших ИИ-продуктах - чате "АгриБот" и системе авторасценок на сайте. Они берут на себя более 18 000 запросов в месяц, разгружая отдел продаж на 30%. Если пересчитать это в человеко-часы, экономия составит десятки рабочих дней в сезон.
Для клиента эффект не менее ощутим: запрос на наличие запчасти закрывается в течение минуты, а не в течение нескольких часов, как раньше. Благодаря этому техника у фермеров не простаивает, ведь в сезон это может принести убытки на сотни тысяч рублей в день. Благодаря 3PL-операторам и цифровым сервисам нам удается доставлять заказы по всей России - от Калининграда до Дальнего Востока - в сроки, сопоставимые с локальными поставщиками.
Про сезонную гибкость: летом объемы перевозок растут кратно, и без ИИ-аналитики и автоматизированного управления складами себестоимость логистики была бы выше на 20-25%. Мы внедрили систему наставничества и обучения с элементами ИИ-автоматизации - срок выхода новичка на плановые показатели сократился с 3-4 месяцев до полутора".
Эффект для фермеров
Применение возможностей систем ИИ в фермерском хозяйстве также неоспоримо: это экономия ресурсов (воды и удобрений), снижение затрат и увеличение урожайности на 30-50%.
Максим Оганов:
"Несомненный прогресс наблюдается при использовании ИИ в сельском хозяйстве. Например, российская разработка платформа "АгроСигнал". Это целая цифровая экосистема, которая включает мониторинг техники, контроль топлива, учет урожайности и картирование полей. Ее уже используют более 400 предприятий на более чем 9,5 миллиона гектаров. Фермеры могут точнее планировать агроработы и тратить меньше ресурсов.
А вот международный опыт. Интересный конкурс провели в Китае в 2021 году. Соревновались фермеры с традиционным подходом к земледелию и с использованием ИИ. Победили вторые - они собрали урожай в два раза больше, да еще и сэкономили".
Борис Селецкий:
"В сельском хозяйстве, которое является основой продовольственной безопасности, ИИ совершает самую тихую, но от того не менее значимую революцию, превращая его из ремесла в высокоточную науку.
Речь идет о концепции "точного земледелия". Российские агрохолдинги и передовые фермерские хозяйства уже вовсю используют технологии на основе ИИ.
Ключевое применение - анализ данных с дронов и спутников. Мультиспектральные камеры снимают поля, а алгоритмы анализируют эти снимки и составляют так называемые "карты вегетационных индексов".
Проще говоря, программа с высоты птичьего полета видит, где растения испытывают стресс от нехватки воды, где начинается болезнь или атака вредителей, и где не хватает удобрений.
Это позволяет работать точечно, а не сплошным методом. Например, умный опрыскиватель, получая такую карту, вносит гербицид только на участки с сорняками, а не на все поле, экономя до 30% средств и снижая химическую нагрузку на почву.
Другой пример - предиктивные модели. ИИ, анализируя данные метеостанций, состояние почвы, историю полей и даже фенотипические данные растений, может с высокой точностью прогнозировать урожайность, сроки сбора урожая и риски возникновения болезней. Это помогает агроному принимать стратегические решения: когда лучше сеять, чем обработать, куда и когда направить технику для уборки".
Наталья Абрамова об умной технике в полях:
"Российская компания Cognitive Pilot создала автопилот для тракторов и комбайнов, который превращает обычную сельхозтехнику в беспилотную.
ИИ анализирует изображения с камер, определяет границы поля, препятствия, качество почвы. Система сама ведет технику по оптимальному маршруту, регулирует скорость и глубину обработки.
Россия является одной из ведущих стран мира по внедрению технологий искусственного интеллекта (ИИ) в сельское хозяйство. Порядка 15% агрохозяйств начали использовать ИИ-технологии, отмечают эксперты.
Преимущества системы:
Работает круглосуточно без усталости.Точность обработки земли до сантиметра.Экономия топлива до 15%.Увеличение производительности на 25%.
Проблемы и вызовы
В основном они связаны с высокой стоимостью внедрения ИИ в сельскохозяйственную отрасль, в особенности - малой доступности новых технологий для небольших хозяйств, а также с необходимостью обучения фермеров цифровым инструментам.
Борис Селецкий:
"Что может ИИ в сельском хозяйстве? Мониторить, считать, анализировать объективные данные и оптимизировать. Чего он не может? Принимать стратегические решения в условиях неполной информации, управлять высокорискованными проектами, основанными на опыте и чутье агронома, и, конечно, выполнять физическую работу в непредсказуемых полевых условиях, требующую человеческой ловкости и адаптивности. Комбайнер, управляющий умным зерноуборочным комбайном, все равно остается ключевым оператором".
"В 2025 году 50% российских агропредприятий используют ИИ и цифровые технологии, что на 10% больше, чем в 2023 году. Компьютерное зрение применяется для мониторинга посевов, выявления болезней растений и оптимизации ирригации. ИИ-модели прогнозирования урожайности на основе данных спутников, дронов и IoT-датчиков повышают точность планирования на 25%. Автономные тракторы и роботизированные системы автоматизируют до 35% полевых работ на крупных хозяйствах.
ИИ-решения обеспечили также рост производства продукции животноводства на 6%, урожайности растениеводства - на 7% и сбора продукции - на 8%. В 2025 году в России запущены новые проекты "умных ферм", где ИИ управляет полным циклом производства, включая климат-контроль и автоматизированный сбор урожая.
Основные ограничения - высокая стоимость технологий и дефицит квалифицированных кадров.
По данным Национального центра развития ИИ, 20% сельхозкомпаний внедрили ИИ, а 50% планируют это сделать к 2027 году. Развитие облачных ИИ-платформ снижает барьеры для малых и средних предприятий".
Будущее ИИ в профессиях
Врачи: цифровые ассистенты, автоматическая обработка карт
Пожалуй, образ медицины будущего можно было бы представить в виде симбиоза новых технологий и человечности. И будет он лепиться на основе сотрудничества квалифицированных специалистов и ИИ, где последний будет выступать в виде эффективного инструмента в умелых руках.

Пока полноценная замена медперсонала цифровыми помощниками вряд ли возможна. Более того, она не обоснована и небезопасна, как бы того не хотелось. Конечный результат лечения все равно останется за специалистом, которому придется принимать решение и нести ответственность за весь лечебный процесс.
Учителя: интеллектуальные помощники, системы рекомендаций
Лариса Малефф:
"При всех своих возможностях ИИ остается инструментом, а не заменой учителя. Сгенерированные материалы требуют корректировки и адаптации, ведь нейросеть не всегда способна учесть специфику курса и особенности аудитории. Еще важно то, что искусственный интеллект не может заменить эмоциональную составляющую обучения, вдохновить студентов или развить в них критическое мышление".
Фермеры: "умные фермы" и предиктивная аналитика
"Партнерство с ИИ приведет к появлению уникального продукта, сочетающего агро-ERP полного цикла и беспилотные технологии управления техникой - таковы планы на ближайшие годы.
Что изменится:
Умные поля: датчики в почве будут передавать данные о влажности, температуре, содержании удобрений. ИИ решит, когда поливать и подкармливать растения.Дроны-разведчики: беспилотники будут облетать поля, выявлять больные растения, вредителей, сорняки. ИИ останется составить карту проблем и план обработки.Роботы-сборщики: автономные машины научатся аккуратно собирать хрупкие ягоды и фрукты, определять степень зрелости".
Общая тенденция - не замена людей, а сотрудничество человека и ИИ
"Искусственный интеллект замечательно справляется с анализом данных и автоматизацией. Он ускоряет диагностику, помогает не пропустить болезни, оптимизирует работу в поле. Но ИИ не может заменить человеческую эмпатию и интуицию.

Врач - это не только диагноз, но и поддержка, умение выслушать и успокоить пациента. Учитель - это наставник и вдохновитель, который умеет найти подход к каждому ребенку и зажечь интерес к знаниям. Фермер - человек, который чувствует землю, знает особенности каждого участка, понимает капризы погоды.
ИИ - не конкурент человека, а мощный помощник. Его сила - в скорости обработки данных и безошибочном выполнении рутинных операций. Человеческий фактор остается ключевым - люди принимают решения, а искусственный интеллект предоставляет им точную информацию для выбора.
В ближайшие годы мы увидим еще больше совместных решений: врачи получат ИИ-ассистентов для диагностики, учителя - умных помощников для персонализации обучения и освобождения от рутины, фермеры станут операторами умных полей. Главное - сохранить баланс между технологиями и человеческим опытом".
Лариса Малефф:
"Будущее за сотрудничеством. В ближайшие годы в образовательной среде будут развиваться гибридные модели, где ИИ и учитель работают в тандеме. Машины будут продолжать помогать в рутинных задачах - составлять задания на основе материалов преподавателя, проверять тесты, анализировать пробелы в знаниях. А стратегическое руководство процессом, воспитание личности и развитие человеческого потенциала останется за учителем.
Искусственный интеллект бесспорно стал эффективным союзником в образовании, но заменить живое взаимодействие и креативность педагога он не способен. Будущее образования - это не соперничество человека и машины, а их сотрудничество во имя качества знаний и развития нового поколения".
Часто задаваемые вопросы
Как ИИ помогает врачам?
ИИ поручена вся рутинная работа, связанная с заполнением данных о состоянии пациента, ведением медицинской документации и с анализом различных заболеваний. Он прекрасно "читает" снимки (рентген, КТ, МРТ), проводит на основе их анализа диагностику. ИИ помогает врачу принят решение в соответствии с клиническими рекомендациями.
Также ИИ помогает специалисту подобрать курс лечения для пациента соответственно с его заболеванием, спрогнозировать эффективность выбранных препаратов. Искусственный интеллект широко используется в фармацевтике, помогает тестировать лекарственные средства на их взаимодействие с патогеном.
Как ИИ помогает учителям?
ИИ участвует в проверке домашних заданий, отслеживает и анализирует способности к обучению каждого учащегося с тем, чтобы восполнить пробелы в его знаниях и предложить дополнительный материал. Помогает учителям подготовиться к занятиям, участвует в создании тестов и анализе успеваемости. Подсказывает, на что обратить внимание.
Как ИИ помогает фермерам?
Прежде всего, он помогает в таких областях как растениеводство и животноводство, мелиорации и логистике. В том числе проводит мониторинг состояния почвы и посевов, осуществляет подкормку и полив, избавляет от сорняков и вредителей, прогнозирует урожайность.
В том числе контролирует рацион животных, фиксирует состояние их здоровья, обрабатывает данные об их генетике и их производительности.
Заменит ли ИИ врачей и учителей?
Анна Скрозникова, депутат Государственной думы:
"Полноценной замены врача или учителя ожидать не стоит. Эти профессии основаны на доверии, личном опыте и умении принимать уникальные решения. ИИ - это инструмент, который усиливает человека, освобождает от рутинной работы и повышает точность анализа, но не заменяет личность.
Будущее ИИ в этих профессиях. Оно будет связано с тесным сотрудничеством. Врач будет использовать ИИ как второго эксперта, учитель - как помощника в индивидуализации обучения, фермер - как аналитика и прогнозиста. А значит, будущее - это синергия технологий и человека, где ключевую роль по-прежнему играет специалист, а ИИ становится надежным союзником".
Опасен ли искусственный интеллект в медицине и образовании?
Безусловно в применении ИИ в этих областях имеются определенные риски. В медицине в силу неполных данных о пациенте может возникнуть недостоверность диагноза и врачебного заключения. При этом сборе информации о пациенте может повлечь за собой нарушение конфиденциальности сведений и врачебной тайны.
Что касается образования, то усиленное использование ИИ в процессе обучения, может сказаться на качестве учебы - в частности, утрате самостоятельного подхода к выполнению заданий, способности анализировать материал, формулировать мысль и делать выводы.
Во избежание рисков все-таки на первый план надо ставить этические, правовые и воспитательные моменты, которыми владеет лишь опытный педагог.
Заключение
Переоценить ИИ в качестве помощника человека в таких областях, как медицина, педагогика и сельское хозяйство, действительно трудно - результаты оптимизации многих процессов налицо. Главное другое - у ИИ есть все возможности для развития и достижения новых высот. Несомненно, сравняться с человеком в его мыслительных и творческих способностях ИИ пока не под силу.
Оно и понятно, ведь ИИ все-таки вторичный продукт и результат человеческой деятельности. Как, впрочем, сам мозг человека и его способность думать пока остается для хомо сапиенс тайной за семью печатями. В завершение статьи хотелось бы привести прогноз нашего эксперта, который вселяет надежду на обретение в лице ИИ незаменимого помощника уже в ближайшем будущем.
Единственное, о чем стоит сразу же позаботиться, так это об этической стороне внедрения ИИ в разные области человеческой жизнедеятельности, о так называемом "кодексе чести" искусственного разума.
Сергей Спиридонов о будущем ИИ в профессиях врача, педагога и агрария:
"К 2026 году ИИ, вероятно, автоматизирует значительную часть рутинных задач в медицине, образовании и сельском хозяйстве. Эксперты, прогнозируют, что ИИ станет "умным агентом", поддерживающим специалистов, но не заменяющим их. В медицине он будет предлагать предварительные диагнозы и анализировать данные, но окончательные решения останутся за врачами. В образовании ИИ автоматизирует проверку работ и персонализирует обучение, но не заменит наставничество. В сельском хозяйстве ИИ оптимизирует производство, но стратегическое управление останется за человеком.
Перспективы развития связаны с созданием гибридных систем "человек-ИИ", где технология усиливает возможности специалистов, а не заменяет их. К 2030 году планируется внедрить не менее 12 ИИ-решений в каждом регионе России в сфере здравоохранения.
Ключевыми направлениями станут: персонализированная медицина с ИИ-агентами для каждого пациента, адаптивные образовательные системы с индивидуальными траекториями обучения и полностью автоматизированные фермы с роботизированными системами управления.
Успех внедрения ИИ зависит от решения этических и правовых вопросов, обеспечения качества данных и подготовки кадров, способных эффективно работать с новыми технологиями".
Мнение экспертов
Владислав Деркач, врач, сосудистый хирург многопрофильного медицинского центра:
"Почти все клиники не только в России, но и в Европе сталкиваются с одинаковыми проблемами: врачей не хватает, больницы зачастую перегружены, медицинские сестры и санитарки занимаются рутинной работой, отнимающей время на внимательный уход и заботу за пациентом.
По этой причине в некоторых клиниках стал появляться агентный ИИ (Agentic AI) или "живой интеллект" (Living Intelligence, LI). Подобные технологии помогают снять административную нагрузку с врачей, медсестер, младшего персонала, а сэкономленное время направить на персонализированное лечение.
Между тем, пациенты, выбирая врача (даже по ОМС), сначала стараются изучить отзывы и другую информацию в интернете. Но как показало исследование компании Press Ganey "Опыт потребителей в здравоохранении", два человека, задавшие один и тот же вопрос с одинаковыми вводными, получают разные ответы, потому что в большинстве случаев ответ им дает ИИ, и ориентируется он на персонифицированный опыт пользователя.
С каждым годом роль ИИ в медицине растет. Его база знаний работает как помощник врача, так и помощник пациента. К 2025 году ИИ стал незаменим в целых медицинских отраслях и индустриях, но врача он пока не заменил.
Из достижений применения ИИ:
Самый первый и успешный опыт использования ИИ был в анализе медицинских изображений. Любому врачу, чтобы качественно описывать снимки рентгеновского изображения, МРТ или компьютерной томографии, важен опыт насмотренности. В базе знаний ИИ в тысячи раз больше изображений и клинических случаев, чем любой врач физически может отсмотреть за всю свою профессиональную деятельность. Такие технологии анализа рентгеновских изображений уже используются в российских государственных и частных клиниках.ИИ помогает врачу принять решение, основанное на клинических рекомендациях. Он автоматически оценивает риски пациента и применения того или иного стандарта лечения на основании огромного количества шкал и тестов.ИИ берет на себя рутинные задачи по оформлению медицинской документации - голосовые помощники преобразуют речь в текст, что экономит огромное количество времени при заполнении медицинской карты больного. Врач может посвятить это время осмотру пациента, пальпации или забору анализа.ИИ помогает подобрать лечение, основанное не только на назначении стандартных наборов лекарственных средств, но и спрогнозировать их эффективность в зависимости от генетических особенностей человека, делая лечение даже самых сложных состояний персонифицированным.На фармацевтических заводах ИИ помогает анализировать молекулы лекарственных веществ и тестировать их взаимодействие с патогеном, что существенно ускоряет создание новых прорывных лекарственных форм.ИИ начали внедрять в носимые устройства и мобильные приложения. Пациент с ишемической болезнью сердца или сахарным диабетом, например, может в режиме реального времени получить совет или ему будет вызвана при необходимости бригада скорой помощи.Интегрированный в медицинские информационные системы ИИ может без участия человека управлять рутинными процессами - записать пациента на прием, координировать лечение, подготовить и сформировать отчеты.
На международной конференции HIMSS (Healthcare Information and Management Systems Society) подвели итоги использования ИИ в медицине в 2024 году - 37% респондентов используют ИИ для технической поддержки и аналитики данных, 35% - в клинических сервисах (например, диагностике), а 34% - в задачах кибербезопасности и администрирования. При этом, только 31% респондентов сообщили, что их организации активно следят за использованием ИИ".
Артур Кадурин, руководитель центра ИИ-разработки новых лекарственных препаратов AIDD Института AIRI:
"Современные методы искусственного интеллекта применяются во многих медицинских областях. Начиная от помощи в принятии врачебных решений и автоматизации управления медицинским оборудованием, до помощи в разработке новых лекарственных препаратов. Нейронные сети ускоряют и удешевляют доклинические исследования и используются в клинических испытаниях. Подавляющее большинство фармкомпаний либо уже имеют внутренние AI-подразделения, либо работают со стартапами в этой сфере.
Одним из наиболее развитых направлений сейчас является применение ИИ-систем в радиологии. Алгоритмы анализируют снимки в режиме реального времени и "подсвечивают" для врача критические находки, сокращая время постановки предварительного диагноза. Это важный этап, который напрямую влияет на шансы пациента на восстановление.
В медицине ИИ-системы превосходят человека в распознавании сложных паттернов в больших данных, в анализе редких случаев, будь то тончайшая трещинка в кости на рентгене или едва заметный признак микроаневризмы на снимке глазного дна при диабетической ретинопатии.
Кроме того, свое применение различные ИИ-сервисы находят в документообороте. Однако ИИ не доступно клиническое мышление. ИИ не может интегрировать данные из беседы с пациентом, анамнез и интуицию опытного врача, которая часто подсказывает: "что-то тут не так".
Именно поэтому вопрос о полноценной замене врачей ИИ сегодня попросту некорректен. ИИ - это "второе мнение". Он освобождает врача от рутины и анализа массива данных, позволяя сконцентрироваться на самом главном - на принятии сложных решений, эмпатии и непосредственном общении с пациентом.