Медиа и авторы контента смогут получать выплаты от ИИ-компаний
ИИ-компания Perplexity AI запускает программу выплат издателям - она будет делиться доходом от материалов, которые используются в ее ИИ-продуктах. Ранее несколько японских газет подали иск на стартап за нарушение авторских прав. Эксперты отмечают, что такая модель может решить конфликт между медиа и разработчиками.
Недавно несколько японских газет компании Yomiuri Shimbun подали в суд на американский ИИ-стартап Perplexity AI за незаконное использование их статей и изображений. В японской компании указывают, что нейросеть в своих ответах копировала части статей из газет и не отмечала авторство журналистов. Издатель требует от стартапа компенсацию размером почти в 15 млн долларов.
Год назад Perplexity AI уже сталкивалась с подобными обвинениями: издания Wall Street Journal и New York Post потребовали запретить использовать их контент в ответах нейросети.
В конце августа этого года компания предложила издателям получать часть дохода от их статей, используемых нейросетью - на это выделено 42,5 млн долларов. Авторы контента смогут получать до 80% дохода от денег с подписки на Comet Plus - браузер с дополнительными ИИ-функциями.
Владимир Арлазаров, генеральный директор Smart Engines, объясняет, что выплаты авторам за использование их интеллектуальной собственности в коммерческих целях при обучении искусственного интеллекта (ИИ) представляется вполне логичной моделью. В книгоиздании, журналистике, киноиндустрии и других сферах правообладатели получают вознаграждение за использование их произведений.
Но для компаний, разрабатывающих и обучающих ИИ, почему-то считается допустимым брать чужой контент бесплатно, даже когда он используется для извлечения прибыли, отмечает Арлазаров. По его словам, регулирование через систему выплат - естественный и необходимый шаг к восстановлению баланса интересов между технологическими компаниями и авторами.
"Инициатива Perplexity AI - это не просто шаг, это формирование новой этики на рынке искусственного интеллекта. Для медиа, работающих на регулируемом рынке, главным приоритетом остается достоверность информации. А долгосрочная устойчивость этого сегмента связана с уважением прав создателей контента. Естественно, с ростом роли ИИ меняются привычные паттерны потребления - мы пока находимся на этапе формирования этого процесса. Далее диалог пользователя с ИИ-инструментами будет эволюционировать, открывая новые возможности для взаимодействия и адаптации контента под запросы аудитории", - рассказал исполнительный директор по медиа Rambler&Co Андрей Цыпер.
Согласно текущему законодательству об авторском праве, издателю книг "учитель" - разработчик ИИ-продукта - должен платить за обучение модели постоянный процент - роялти. Но роялти должен получать в соответствии с законодательством автор контента, а не издатель.
"Важно определить, в какой роли выступает издатель, является ли он владельцем авторских прав. Учитель покупает книгу - контент, и издатель получает свою прибыль. Роялти на YouTube или "Дзен", получает автор контента, а не издатель. Таким образом, первоочередная задача - конкретизация законодательного регулирования авторских прав в сфере ИИ-разработок, использования контента для обучения, и использования контента, получаемого в результате обработки ИИ", - указывает руководитель департамента права цифровых технологий и биоправа Факультета права НИУ ВШЭ Наталия Ковалева.
Она отмечает, что может появится риск монополизации ИИ-рынка в мире. Крупные игроки, как Google, OpenAI или Microsoft смогут позволить себе миллиардные выплаты. Для маленьких стартапов и исследовательских групп эти расходы станут непреодолимым барьером. Это может "задушить" инновации на ранних стадиях и привести к концентрации развития ИИ в руках нескольких корпораций.
Также, по мнению Ковалевой, если модель будет обучаться только на том контенте, за который можно заплатить, это создаст "искаженную" картину мира. Огромные пласты информации, например, научные статьи, контент из бедных стран или материалы энтузиастов без юрлица могут быть исключены из обучения, что приведет к ухудшению качества и объективности ИИ.
"Модель выплат издателям я оцениваю как довольно перспективную, она сможет снизить накал конфликта между издателями и платформами. У медиакомпаний есть авторские права на свой контент и с ним надо считаться. Цена ошибки довольно высока и в зарубежных странах, и у нас - компенсация за нарушение исключительного права сейчас составляет до 5 млн рублей, а с 2026 года вырастет до 10 млн рублей", - рассказал президент юридической фирмы "Интернет и Право" Антон Серго.
Он добавляет, что реализация такой модели в нашей стране вполне возможна - нет никаких юридических препятствий для этого. Но и желания у IT-компаний делиться доходами с правообладателями контакта не наблюдается, указывает эксперт.