Секрет Полимишустина: Apple пустит магазин приложений из РФ в App Store

Американская корпорация Apple 1 сентября 2025 года допустит в свою закрытую экосистему RuStore - магазин российских мобильных приложений, большинство из которых в 2022-2024 годах удалили и App Store, и Google Play. Россия станет вторым в мире регионом, который имеет право продвигать приложения через App Store, минуя Apple и ее платежную систему.

Секрет Полимишустина: Apple пустит магазин приложений из РФ в App Store
© ComNews.ru

Первым таким регионом в марте 2024 года стал Евросоюз, а 18 декабря 2025-го право размещения сторонних приложений в App Store получит Япония.

22 августа газета "Известия" сообщила, что власти РФ и российский бизнес ведут переговоры с Apple Inc. о предустановке RuStore.

Однако еще 19 августа 2025 года премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение правительства №2240-р, которое прямо требует предустановки RuStore на все устройства с операционной системой iOS (является основой устройств iPhone и iPad) с 1 сентября 2025 года. Точнее, этот документ внес изменения в перечень отечественных программ, обязательных к предварительной установке на смартфоны и иные устройства с сенсорным экраном, - этот перечень правительство РФ утвердило 25 июля 2024 года распоряжением №1792-р. Год назад требование предустанавливать RuStore касалось только устройств с операционными системами Android (от Google) и HarmonyOS (от Huawei).

Я абсолютно убежден, что если Михаил Мишустин подписал такое распоряжение, то он не сомневается в его выполнимости. А с учетом того, что до вступления в силу этого документа осталась буквально неделя, договоренность с Apple уже наверняка достигнута. Председатель правительства России - технократ и однозначно не согласовал бы необеспеченное требование.

Хотя российская история знает и иные примеры. Например, в 2011 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возмутилась тем, что в коротком мобильном текстовом сообщении (SMS) на русском языке может быть только 70 символов, тогда как в англоязычном - 160 символов. Тогда ФАС сначала заподозрила сотовых операторов в том, что они якобы сознательно укорачивают русскоязычные "эсэмэски", а потом попыталась уличить в этих кознях производителей сотовых телефонов. Хотя любому мало-мальски технически грамотному человеку очевидно, что стандарты сотовой связи были разработаны на Западе, без участия России, и русский язык в исходные спецификации никто не закладывал. К слову, даже SMS на французском и немецком короче англоязычного: в силу иной кодировки, необходимой для передачи нескольких дополнительных букв этих алфавитов, максимальная длина короткого текстового сообщения для данных языков - 140 символов.

То, что Россия смогла договориться с Apple о доступе отечественных приложений к iOS в обход правил App Store, - настоящая революция. Корпорация Apple создала закрытую экосистему устройств и приложений, в которой "чужие не ходят". До сих пор этот монополизм удалось потеснить только Европейскому союзу: закон ЕС "О цифровых рынках" (Digital Markets Act) обязал Apple с 7 марта 2024 года допускать альтернативные магазины приложений в App Store, а также дал разработчикам приложений право отказаться от использования системы платежей Apple, комиссия которой достигает 30%.

До этого момента Apple в течение двух лет предпринимала огромные GR-усилия для того, чтобы отбиться от этих требований ЕС. В частности, "яблочная" корпорация утверждала, что скачивание приложений из сторонних источников приведет к появлению небезопасных программных продуктов, а это-де грозит подрывом неприкосновенности частной жизни. Но лоббистские усилия Apple не сработали.

Правда, Apple все равно перехитрила еврочиновников. Мало того что она позволяет европейцу скачивать приложения из сторонних магазинов, только если регион в его аккаунте Apple является одной из стран ЕС, так при этом он еще и физически должен находиться в этой стране в момент загрузки. Но и это еще не все. Apple оставила за собой право допускать приложения из сторонних магазинов только после процесса заверения с ее стороны (этот процесс корпорация назвала notarization). По заявлению Apple, так она обеспечивает политику безопасности, конфиденциальности, а также работоспособности приложений на всех устройствах. Услуга эта небесплатная: по соглашению с Еврокомиссией, Apple берет с разработчика по $0,50 с каждого установленного приложения.

Третьим регионом мира, который даст бой монополизму Apple, станет Япония. Местный антимонопольный орган - японская Комиссия по справедливой торговле (Fair Trade Commission, FTC) 29 июля 2025 года сообщила, что обновила закон о конкуренции в сфере мобильного программного обеспечения.

Основным требованием этого закона, который вступает в силу 18 декабря 2025 года, является легализация сторонних магазинов мобильных приложений. В частности, документ обязывает Apple не только допустить владельцев iPhone и iPad до альтернативных магазинов приложений, но и требует от корпорации открыть доступ к этим приложениям для сторонних платежных платформ.

Среди прочих ограничений для Apple с 18 декабря в Японии - запрет на создание преимуществ для ее собственных приложений в App Store, запрет на неправомерное использование собранных данных (компания либо не должна извлекать из них выгоду, либо обязана делиться этими данными со сторонними разработчиками), а также открытие доступа для сторонних разработчиков к функциям операционной системы и аппаратного обеспечения (от прямого доступа к Face ID и Touch ID до функций, связанных с определением местоположения, использованием микрофона и наушников). Последние два требования распространяются и на Google с ее Android.

Возвращаясь к России, если отечественным переговорщикам удастся договориться с Apple о допуске на ее платформу RuStore, то справедливо было бы распространить эту договоренность на неопределенный круг альтернативных магазинов приложений. Наряду с RuStore, в РФ есть еще два таких магазина - NashStore и RuMarket, а при возникновении новых возможностей появятся и другие. К примеру, в Европе первый альтернативный магазин приложений для iOS - Altstore PAL - заработал в апреле 2024-го (через месяц после вступления Digital Markets Act в силу), а ныне таких магазинов уже более десятка, в том числе Setapp Mobile, AltStore, BuildStore, Epic Games Store, Aptoide, Mobivention, Skich, TutuApp и др.

Вообще допуск RuStore и других магазинов сторонних мобильных приложений в App Store является для Apple единственным способом соблюсти требования правительства РФ о предустановке отечественных приложений на мобильные устройства. То же распоряжение №2240-р требует с 1 сентября 2025 года предустанавливать на них цифровую платформу MAX, а общее количество обязательных приложений (с учетом перечня из распоряжения №1792-р) составляет 19.

Apple попала в деликатное положение. С одной стороны, эта корпорация, как и множество западных ИТ-вендоров, в 2022 году прекратила поставки в Россию. Поэтому формально Apple может (и даже должна) игнорировать требования российских властей о предустановке каких бы то ни было приложений. Но с позиции бизнеса ей это не выгодно: в денежном выражении на iPhone приходится до 30% российских продаж смартфонов - или более 150 млрд рублей в год. Ждать, что обязательные в РФ приложения начнут устанавливать на iPhone и iPad серые импортеры, не приходится: для этого им пришлось бы вскрывать коробки с устройствами, а распечатанная фирменная упаковка отпугнет большинство покупателей.

Поэтому наименьшее зло для Apple - допустить в App Store хотя бы один российский магазин. Чтобы россияне сами могли скачать любое из обязательных мобильных приложений - от MAX и "Яндекс. Браузера" до 2ГИС и Kaspersky Free. Тем более что Евросоюз и Япония уже создали два подобных прецедента.