Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыФутболНовости МосквыОтдых в РоссииХоккейПолитикаОтдых за границейЕдаОбществоАктерыЛайфхакиПроисшествияКрасотаЛичный опытПсихологияНаука и техникаШоу-бизнесЭкономикаТрендыВоенные новостиКомпанииАналитикаЛичный счетИгрыНедвижимостьДетиФигурное катаниеДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Соучредитель РКЦ Юнусов высказался о контроле в сфере квантовых технологий

ООН объявила 2025 год Международным годом квантовой науки и технологий. В прошлом веке одним из главных направлений научного и технического прогресса был атом, сегодня его место занимает квант. Эксперты уверены, что именно квантовые исследования формируют будущее всего человечества.

"В разных странах появляются прорывы и группы ученых, которые являются лидерами исследования квантовых технологий", - заявил в ходе VIII Международной конференции по квантовым технологиям (ICQT-2025) президент Ассоциации экспорта технологического суверенитета, профессор кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО Андрей Безруков.

Еще недавно квантовые технологии казались областью чистой теории, частью научных исследований. Сегодня они постепенно выходят за пределы лабораторий, находя применение в самых разных сферах. Одно из наиболее активно развивающихся направлений - квантовые вычисления. Квантовые компьютеры обещают многократно ускорить решения задач, с которыми классическая техника справляется с трудом: к примеру, в области анализа больших данных, оптимизации логистических цепочек, моделирования новых материалов и лекарств. Работы в этом направлении ведутся в ряде стран, в том числе в России, где создана национальная квантовая стратегия. В ее рамках, в частности, ожидается, что к 2030 году в стране появятся универсальные квантовые компьютеры со 100 и более кубитами.

Еще один активный сегмент - это квантовая связь. Речь прежде всего идет о передаче информации с помощью квантовых состояний частиц. Это делает перехват данных технически невозможным, так как любое внешнее вмешательство нарушит систему и его можно будет мгновенно зафиксировать.

Не менее перспективны и квантовые сенсоры, которые позволяют точно измерять малейшие изменения физических величин (например, магнитных и гравитационных полей). Их использование возможно не только в навигации и геолокации, но даже и в медицине, в частности, при диагностике заболеваний мозга.

Также активно развивается квантовая криптография, обеспечивающая защищенную передачу данных на основе принципов квантовой физики. Уже сегодня такие решения тестируются в рамках пилотных проектов, в том числе на национальном уровне.

Другая сфера применения квантовых технологий - искусство, в которых они уже играют существенную роль. "Сама концепция квантовых вычислений, например, суперпозиция, способность пребывать во всех состояниях одновременно, может служить мощным источником творческих идей для художников, композиторов и писателей. Эта философская глубина технологии ценнее ее утилитарного использования", - полагает соучредитель Российского квантового центра Руслан Юнусов.

Однако в плане практического инструментария такие приложения могут появиться намного позже, добавил он.

Квантовые технологии развиваются медленно, так как они очень сложны, однако они могут изменить почти все - от науки и образования до строительства и медицины. Соответственно, квантовые компьютеры, как и любая другая сложная технология, могут потенциально представлять угрозу, например, для взлома шифров. По мнению Юнусова, это поднимает вопрос необходимости контроля технологии. Он привел в пример искусственный интеллект, глобальный контроль над которым невозможен. "Нет ни работающих механизмов его реализации, ни согласия между странами по этому вопросу. Такие же трудности существуют и для квантовых компьютеров", - пояснил Юнусов. Отдельные страны вводят локальные ограничения (к примеру, США контролируют экспорт систем мощнее 35 кубитов), но глобальный контроль практически неосуществим. "Даже если бы риски от квантовых компьютеров были более очевидны, неясно, как реализовать действенные международные механизмы контроля", - считает собеседник.