Рынок окаменелостей устанавливает новые ценовые рекорды

Рынок окаменелостей устанавливает новые ценовые рекорды
© BFM.RU

Останки динозавров продаются на аукционах по рекордным ценам, пишет портал Artnet. Окаменелости приобретают Николас Кейдж, Леонардо Ди Каприо, Рассел Кроу и другие мировые знаменитости.

Цены на скелеты динозавров на мировом рынке взлетели пять лет назад. Тогда на аукцион Christie’s выставили скелет тираннозавра Стэна: ожидалось, что он уйдет с молотка за 10-12 млн долларов, но был продан за 32 млн. С тех пор были еще рекорды. Самый дорогой сейчас динозавр — стегозавр Апекс, которого в прошлом году за 44,5 млн долларов купил миллиардер Кен Гриффин.

Но на российском рынке все иначе, рассказывает владелец петербургского музея PaleoHunters Денис Шевяков. Многие даже не знают, что можно купить скелет динозавра и любоваться им у себя дома. По словам Шевякова, самые дорогие экспонаты, которые покупали посетители его музея-галереи, стоили десятки миллионов рублей, но конкретные суммы он не называет. Динозавры — это в основном зарубежные находки. В России их гораздо меньше, чем в США, Монголии или Китае:

— Динозавры — это всегда из-за границы, преимущественно Штаты. А так окаменелости можно купить как российские, так и не российские. У нас в России — в Питере трилобиты, известные очень, на весь мир. В Ульяновске аммониты очень красивые, классные. Якутия — мамонтовая фауна.

— Санкции, трансграничные переводы. Не усложнилась ли работа?

— Конечно, усложнилась. Со стороны иностранных контрагентов — да. Уже и с оплатами сложнее, с доставками.

— А как выкручиваетесь?

— Сильно подорожала логистика. Выход-то всегда находим. Раньше понадобилась какая-то небольшая окаменелость, мы бы ее спокойно привезли через Финляндию, когда границы были открыты, можно было наземным транспортом. Теперь все это консолидируется, и пару раз в год мы делаем поставки.

В России нет отдельных законов, которые регулируют поиск останков древних ящеров. Если они находятся глубоко в породе — действует закон о недрах, для раскопок нужна лицензия. Например, их получают на поиск бивней мамонта. Еще есть ограничения на вывоз из страны того, что представляет научную ценность.

СМИ писали,что якобы в 90-е годы на аукционе в Германии один из покупателей приобрел череп вымершей амфибии лабиринтодонта со штампом Палеонтологического института. А российским покупателям, в свою очередь, стоит быть осторожнее при покупке зарубежных экспонатов. Говорит палеонтолог, популяризатор науки Ярослав Попов:

— Стоит быть аккуратней, когда приобретаешь какие-то окаменелости. Надо смотреть страну происхождения, потому что в некоторых странах вывоз окаменелостей строго запрещен: например, Монголия. Были прецеденты, когда знаменитости вроде Николаса Кейджа приобретали какие-то монгольские скелеты, а потом оказывалось, что вывезены они незаконно, и приходилось их отдавать бесплатно, чтобы хотя бы не иметь проблем с законом.

— Люди, которые покупают, они это приобретают как инвестицию или скорее как часть собственных коллекций?

— В основном, в отличие от каких-нибудь драгоценных камней, окаменелости — это объект для коллекционеров, для любования. У окаменелостей гораздо все сложнее с ценообразованием, и в какой-то момент какая-то окаменелость может стоить очень дорого, потому что это единственный экземпляр. Ну, единственный экземпляр вряд ли продадут. А потом, через 20-30 лет, их уже найдут 150 экземпляров, и ценность значительно уменьшится. Кроме того, окаменелости разрушаются неплохо. Мало кто окаменелости приобретает именно как способ сохранить свои сбережения или их приумножить.

На мировом рынке динозавров стали собирать и коллекционеры, которые обычно больше интересовались искусством, рассказывал несколько лет назад The Guardian специалист лондонского Музея естественной истории Пол Барретт. По его мнению, динозавры могут отражать личность своего владельца так, как Рембрандт не может. «Тираннозавр — грозный хищник, и коллекционеру это может понравиться», — отмечал он.