Сокровища, которые умершие египтяне «‎уносили» с собой в царство мертвых

Погребальным инвентарем Древнего Египта служила продуманная система вещей, призванных обеспечить покойного в загробном пути. Египтяне мыслили человека сложным единством: тело, ка (жизненная сила), ба (индивидуальность, способная покидать гробницу), ах (прославленный дух).

Сокровища, которые умершие египтяне «‎уносили» в царство мертвых
© IAN LANGSDON/EPA/TACC

Чтобы эти части продолжали взаимодействовать, требовались правильный ритуал, неповрежденная мумия и набор предметов, которые поддерживали бы порядок Маат и защищали от хаоса. «‎Рамблер» расскажет о ключевых категориях «сокровищ» и их функции.

Драгоценности

Золото называли «плотью богов» — оно не тускнеет и поэтому ассоциировалось с вечностью. Маски, нагрудные пекторали, диадемы, ожерелья усех, перстни — все они считались оберегами. На вставках из лазурита, сердолика и бирюзы гравировали священные символы: скарабей, уаджет (глаз Гора), анх (египетский крест), джед (столб). Эти изображения «работали» как тексты, обещая свет бога Ра и здоровье. Чем выше был ранг при жизни, тем внушительнее комплект в гробнице: статус продолжал действовать и после смерти.

Амулеты: магия, пришитая к бинтам

Десятки миниатюрных подвесок вкладывали между слоями бинтов или размещали на теле. Особое значение имел материал: фаянс ассоциировался с обновлением, золото — с нетленностью, красные камни — с силой крови и жизненной энергии.

Кто на самом деле построил египетские пирамиды

Символика амулетов:

  • сердечный скарабей — один из главных предметов; на основании нередко были гравировки из «‎Книги мертвых» для суда Осириса, чтобы не познать кару за проступки,
  • тет (узел Исиды) — символ защиты и материнской опеки,
  • столб джед — устойчивость и возрождение,
  • уаджет — целостность и исцеление.

Канопы

© Jeff Wheeler/Zuma/TACC

Внутренние органы извлекали и помещали в канопические сосуды. Крышки оформляли в виде голов «сыновей Гора»: Хапи (бабуин) охранял легкие, Дуамутеф (шакал) — желудок, Кебехсенуф (сокол) — кишечник, Имсети (человек) — печень. Каждый сосуд защищала определенная богиня, а весь комплект ставили в специальный ларец. Сердце считалось центром памяти и разума, потому его сохраняли в теле; позднее сердечный скарабей дополнял защиту, «успокаивая» орган на весах истины.

Еда, напитки и посуда

Мир загробный «зеркалил» мир живых. Вв гробницу помещали хлеб, пиво, вяленое мясо, фрукты и масла. Туда же отправлялась посуда: вырезанные из дерева муляжи мяса, формы для запекания хлеба, декоративные сосуды. Это все было необходимо для проведения ритуала «открытия устья». С помощью обряда и заупокойных текстов создавали обеденный стол для ка. Ка называли жизненную силу, покидавшую тело после смерти. Керамические и каменные сосуды, алебастровые фляги для благовоний, ложечки со сценами Нила служили и утилитарно, и символично: аромат очищал, масло смягчало, вода обновляла.

Одежда и косметика

Льняные саваны, парики, гребни, палочки и коробочки с кохлем для макияжа глаз и благовония — все это продолжало привычный порядок после смерти. Подводка глаз имела ритуальный и практичный смысл: защищала от солнца и «злого взгляда». Для женщин и мужчин клали зеркала из отполированного металла, которые были метафорой солнечного света, отражающего истину.

Мебель, оружие, колесницы, лодки

Частью высокостатусных погребений были кровати, табуреты, сундучки, трости. Воины и цари уносили с собой в могилу луки, стрелы, булавы, щиты, треножники. В особых случаях с усопшими отправлялись колесницы и лодки — они считались ключом к мобильности в мире по ту сторону: колесница напоминала о царском достоинстве и силе, лодка позволяла следовать ежедневному пути солнечной барки Ра. Иногда клали фигурки лодок с гребцами: миниатюра по силе не уступала оригиналу, если были нанесены правильные иероглифы.

Ушебти

© MARTA PEREZ/EPA/TACC

Статуэтки ушебти были одной из самых практичных категорий погребальных предметов. Их снабжали миниатюрными мотыгами и корзинами и подписывали: если покойного позовут работать на полях в Дуате, фигурка выйдет вместо него. В гробницах позднего времени встречаются целые «бригады» ушебти, включая надсмотрщиков, что отражает стремление обеспечить достаток труда без участия самого умершего.

Тексты и изображения

Стены и саркофаги покрывали формулами Пирамид, позже — заклинаниями «Книги мертвых». Свитки папируса укладывали рядом с телом. Эти тексты являли собой карты и инструкции: как назвать стража у ворот, какие слова сказать на переправе, какое имя произнести, чтобы возродиться утром вместе с солнцем. Смысл заключался в точном соблюдении ритуальной грамматики, так как считалось, что правильное наименование вещей дает власть над ними.

Как со временем менялись «сокровища»?

  • В Древнем царстве акцент был на символической еде, мебели, статуях ка и текстах владельца.
  • В Среднем царстве усилилась роль ушебти и моделей мастерских.
  • В Новом царстве разрослись погребальные наборы, развились сложная система амулетов и многоуровневые саркофаги; одновременно выросло искусство защиты гробниц: появились скрытые входы, Долина Царей, формулы-предостережения на стенах.

Гробницы были золотой жилой для воров. Их привлекало золото, камни, ткани и благовония — все, что можно продать. Однако за вещи как таковые египтяне не переживали — их беспокоило то, что при ограблении могли повредить мумию. Это бы привело к нарушению связи ка и ах (жизненной силой и духовной сущностью). Она также нарушалась из-за пропажи ритуальных предметов, но вещи можно было заменить на новые.

Поэтому египтяне всячески старались спрятать гробницы от посторонних глаз и ставили повсюду ловушки. Позже, когда денег у храмов не хватало, жрецы восстанавливали или даже перестраивали гробницы, при этом используя повторно ритуальные вещи для новых погребений.

Таким образом, погребальный инвентарь создавал устойчивый мост между миром живых и царством Осириса. Потому гробница — это дом вечности с продуманной экосистемой. И в ней не было места случайным деталям.

Ранее мы писали, как древние египтяне искали бессмертие.