Туринская плащаница — одна из самых загадочных и противоречивых реликвий в истории христианства. Это льняное полотно длиной около 4,4 метра, на котором виден отпечаток тела мужчины с признаками жестоких ран, напоминающих страдания Иисуса Христа. Упоминания о подобной погребальной пелерине встречаются в Евангелиях, но впервые она появилась перед публикой лишь в XIV веке — в 1353 году в соборе города Лире (Франция). С тех пор плащаница стала объектом поклонения, научного анализа и бесконечных дискуссий.
Споры о её подлинности не утихают уже столетия. Одни видят в ней божественное свидетельство, другие — мастерскую подделку. И вот теперь к этой многовековой дискуссии добавился новый, провокационный голос — бразильского 3D-дизайнера и антрополога Сисеро Мораиса, чьё исследование бросило вызов устоявшимся научным представлениям.
Сисеро Мораис, известный своими реконструкциями лиц исторических личностей — от Бетховена до древнеегипетских мумий — решил применить свои навыки к самой спорной реликвии. Вместо того чтобы анализировать химический состав ткани или искать следы ДНК, он обратился к цифровой моделировке. Его цель — понять, каким образом на плащанице могло появиться изображение человека.
Мораис использовал специализированное программное обеспечение для 3D-моделирования, чтобы смоделировать процесс прикладывания ткани к телу. Он выдвинул ключевую гипотезу: если бы плащаница была просто обернута вокруг трупа, изображение должно было бы искажаться из-за трехмерной формы тела — например, плечи и грудь выглядели бы шире, чем в реальности. Однако анализ показал: изображение на плащанице слишком плоское и точное, чтобы соответствовать такому сценарию.
Вместо этого Мораис предположил, что изображение могло быть создано с помощью техники низкого рельефа — например, путем прижатия ткани к барельефу или рельефной форме. В таком случае отпечаток сохраняет пропорции оригинала и не подвергается искажениям, что, по его мнению, идеально соответствует наблюдаемым данным.
«Рисунок, созданный моделью с низким рельефом, более совместим с изображением Туринской плащаницы. Он демонстрирует меньше анатомических искажений и более точное соответствие наблюдаемым контурам», — утверждает Мораис в своей статье.
Он призывает других исследователей повторить эксперимент, подчеркивая, что его метод доступен любому, кто владеет базовыми инструментами 3D-моделирования.
Этот вывод вступает в резкий конфликт с работой ученых NASA 1978 года. Тогда Джон Джексон и Эрик Джампер, анализируя фотографии плащаницы, обнаружили, что яркость изображения пропорциональна расстоянию между тканью и телом. На основе этого они создали объемную 3D-модель, которая воссоздала реалистичное человеческое лицо и тело. Этот результат был воспринят как доказательство того, что изображение не могло быть нарисовано — оно содержит скрытую трехмерную информацию, недоступную средневековым художникам.
Мораис, напротив, считает, что такая интерпретация ошибочна. По его мнению, эффект «3D-глубины» может быть воспроизведен и при помощи искусной композиции на плоской поверхности, особенно если использовались тонкие переходы интенсивности окраски.
Одним из самых спорных аспектов плащаницы остаются следы крови. В 2013 году профессор Падуанского университета Джанни Боркачча опубликовал результаты 20-летнего исследования, в ходе которого были найдены следы ДНК, указывающие на контакты с людьми из разных регионов мира — от Северной Африки до Азии. Среди них — и предполагаемые жители Иудеи.
Еще более убедительными оказались данные итальянских кристаллографов из Бари. Используя электронные микроскопы, они обнаружили наночастицы гемоглобина и ферритина — веществ, характерных для высохшей крови. Руководитель проекта Эльвио Карлино заявил:
«Наночастицы, прикрепленные к льняным волокнам, подтверждают, что завернутый в погребальную ткань человек претерпел страдания».
Однако скептики не сдаются. Исследователи из Ливерпульского университета и итальянского комитета по борьбе с псевдонаукой провели серию экспериментов с добровольцами, имитируя распятие. Они пришли к выводу, что кровотечения, запечатленные на плащанице, не соответствуют анатомическим законам: например, кровь с запястий должна была бы течь вниз, а не вверх по предплечью, как показано на изображении.
Но сторонники подлинности напоминают: тело Иисуса перед погребением омыли, а сам процесс обертывания происходил уже после смерти, когда кровообращение остановилось. Это полностью меняет картину распределения крови.
Ключевым аргументом против подлинности плащаницы стал радиоуглеродный анализ 1988 года, проведенный тремя независимыми лабораториями (в Оксфорде, Цюрихе и Тусоне). По результатам исследования, ткань была создана между 1260 и 1390 годами — то есть в Средние века.
Однако с тех пор выдвигались серьезные сомнения в достоверности этих данных. Критики указывают, что образцы были взяты с края полотна — участка, который многократно реставрировался после пожаров в 1532 и 1997 годах. Возможно, именно здесь была вплетена более поздняя ткань.
Итальянский физик Паоло Ди Лаццаро настаивает на необходимости нового комплексного анализа, включающего лазерное сканирование, рентгеновскую дефракцию и микробиологические тесты. Его команда уже добилась впечатляющих результатов: при помощи ультрафиолетового лазера им удалось воспроизвести на льняной ткани следы, удивительно похожие на те, что на плащанице — без использования красителей.
Еще одно мощное подтверждение древности плащаницы — находки ботаников. На ней обнаружена пыльца растений, произрастающих исключительно на Ближнем Востоке, в том числе в районе Иерусалима. Это маловероятно для средневековой подделки, созданной в Европе.
Анализ структуры ткани показал, что она соткана по технологии «шелкового переплетения», характерной для I века в Палестине. В Европе такой метод не применялся. Более того, узор полотна почти идентичен фрагментам ткани, найденным в крепости Масада — древнем израильском укреплении.
Исследователи также применили метод рентгеновской дефракции для анализа деградации целлюлозы в волокнах. Сравнив износ с образцами из Масады, они пришли к выводу: возраст плащаницы соответствует I веку н.э.
Говорят, в споре рождается истина. Туринская плащаница — живое подтверждение этой мудрости. Каждое новое исследование добавляет деталь к головоломке, но полной картины до сих пор нет. Является ли она божественным отпечатком? Работой гениального мошенника? Или результатом неизвестного природного или технологического процесса?
Сисеро Мораис не претендует на окончательный ответ. Он лишь предлагает взглянуть на проблему под другим углом. И, возможно, именно такой междисциплинарный подход — синтез науки, технологий и истории — когда-нибудь позволит раскрыть одну из величайших тайн человечества.
Пока же плащаница хранит свои секреты. И каждый, кто прикасается к ней — будь то верующий паломник или скептически настроенный ученый — чувствует: перед ним не просто кусок ткани. Перед ним — отражение вечных вопросов о жизни, смерти и вере.