Девятнадцать ученых сменят полярников на дрейфующей в Ледовитом океане станции
На днях из Санкт-Петербурга выйдет научно-экспедиционное судно (НЭС) "Академик Трешников". Оно дойдет до Мурманска, после чего возьмет курс к дрейфующей станции "Северный полюс - 42", находящейся примерно в 400 километрах от географического Северного полюса.
У СП-42 появится дублер
Главная задача команды - провести ротацию кадров на СП-42, так что на борту "Академика Трешникова" будут полярники, которым предстоит сменить коллег, находящихся на краю Земли. Также будут доставлены продукты, научное оборудование.
Планом предусмотрена передислокация СП-42 на другую льдину и повторное развертывание ледового лагеря. Руководить экспедицией на НЭС "Академик Трешников" будет замначальника Высокоширотной арктической экспедиции Кирилл Фильчук. Он был начальником СП-41 (первой станции нового формата) на протяжении всего времени ее работы - 20 месяцев.
Как уточнил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров, что касается ученых, то на ротацию едут 19 человек. Это означает, что некоторые полярники, ныне находящиеся на льдине, пока возвращаться не собираются и продолжат исследования. Ротация предстоит технически очень сложная. В ней будет задействована авиация.
В недалеком будущем предстоит создать сезонную ледовую базу в приполюсном районе, что упростит сообщение с дрейфующей станцией. "Новая площадка будет функционировать несколько месяцев, став одновременно и топливным терминалом, и дополнительной научно-исследовательской платформой. Проект будет запущен весной 2026 года, - рассказал Александр Макаров.
По сути, это будет еще одна дрейфующая станция, но классического образца - с домиками на льдине. И какое-то время обе дрейфующие - и СП-42, и новая будут работать синхронно, позволяя получить большой массив научных данных из разных точек Северного Ледовитого океана. Две одновременно дрейфующие станции - не новинка. Такое было в СССР. Одновременно могли дрейфовать и три станции. Теперь этот формат возродят.
Напомним, СП-41, СП-42 - станции нового формата, который подразумевает и наличие ледового лагеря, и корабля НЭС "Северный полюс", специально сконструированного для дрейфа.
Пуанты для Севера

Петербургские полярники и их коллеги, находящиеся на верхушке планеты, активно готовятся к ротации. На СП-42 вернется руководитель группы геологических исследований Елена Миролюбова, которая покинула дрейфующую станцию весной с первой ротацией.
Теперь ей предстоит снова оказаться в царство льда и полярной ночи. С Еленой я познакомилась на пути к месту дислокации СП-42, мы вместе участвовали в открытии станции.
РГ: Елена, почему приняла такое решение? Вернешься на СП-42 как раз перед началом долгой полярной ночи.
Елена Миролюбова: Для меня СП-42 - первая в моей жизни дрейфующая станция. И теперь мне все там знакомо: и оборудование, и лаборатория, и как налажен быт.
"Академик Трешников" доставит на СП-42 оборудование, которого нам, геологам, не хватало и которое позволит брать достаточно просто большие пробы грунта со дна Северного Ледовитого океана. Уже и дома сказала: ждите меня не раньше, чем через полгода. Это я, ориентируясь на дрейф СП-41, сказала. А вообще - Север притягивает. Ощутила на себе.
РГ: Что-то интересное возьмешь с собой?
Елена Миролюбова: Может быть, пуанты.
РГ: Ого! Пуанты на льдину?
Елена Миролюбова: Я занимаюсь фитнесом, пилатесом, классической хореографией. Так что тренажерный зал на НЭС "Северный полюс" очень кстати. В коридорах судна есть поручни - и они могут заменить балетный станок. Поскольку в детстве занималась балетом, захотелось к этому вернуться.
И еще возьму с собой новогодний стеклянный шарик с белым медведем, который ты мне подарила. На память о "РГ". Повешу на стилизованную елку под Новый год. Это уже будет мой второй Новый год на Северном полюсе. И второй день рождения там же, 8 января. На первое я специально в Мурманске закупила шампанское и вкусняшки. На свой "полюсной" день рождения сделала еще специально для совсем непьющих алкоголь лимонад - с каркаде и лимоном. Людям понравилось: и напиток, и что о них специально позаботились.
РГ: Раз заговорили о праздниках, скажи, что тебе подарили на СП-42?
Елена Миролюбова: На день рождения - банку моего любимого варенья из черной смородины (было лично сварено начальником СП-42 Александром Ипатовым) и шеврон из дерева.
А на 8 марта мы получили розы - одну кованную, из металла. Другую - вырезанную на ледяной пластинке. К сожалению, ледяную розу взять домой не удалось. Забыла: еще один замечательный подарок получила: вырезанную из дерева самодельную настольную игру "прыг-скок", типа "ходилки". Это очень популярная игра у полярников.
Подарок судьбы
РГ: На твой взгляд, насколько хорошо организован быт на станции нового формата, который и дал возможность участия женщин в экспедициях на край планеты? На традиционных СП из-за очень тяжелых условий присутствие дам и не рассматривалось.
Елена Миролюбова: Все отлично. Четырехразовое питание, спортзал, сауна с купелью (сауна после работы на морозе 30 градусов, да с ветром - подарок судьбы).
Что касается купели, заполненной океанской водой, то поначалу ее подогревали, и даже была возможность поплескаться. Потом перестали, поскольку кому-то теплая не понравилась. И уже только окунались после сауны.
Очень важно, что есть возможность побыть в одиночестве. Да, погулять по лесу, то есть по льдине, невозможно (выход на лед только с разрешения и при наличии сопровождающего с оружием - на случай встречи с хозяином Арктики). Но можно пойти к себе в каюту (каюты - только одноместные), полежать, почитать, посмотреть фильм.
Досуг на дрейфующей разнообразен - есть фильмотека, библиотека, фонотека. Большой выбор настольных игр в кают-компании. Еще многие с удовольствием занимаются рукоделием, когда есть свободное время (его немного). Мы из ветоши выбирали красивые цветные лоскутки, стирали, гладили, шили поделки. Я сшила хозяюшку в лабораторию - тряпичную куклу в народных традициях - без лица.
РГ: С мишкой удалось пообщаться?
Елена Миролюбова: К счастью, в опасной близости от него я не оказалась. Видела мишку на льдине, сама находясь на борту судна, на вертолетной площадке. На корабельный гудок не среагировал.
Балянусы и радиолярии
РГ: Какие измерения проводили геологи?
Елена Миролюбова: На дно опускали оборудование для отбора проб грунта - это труба, позволяющая брать колонку осадков до 3,5 метра высотой, и ковш, который отбирает пробы только с поверхности.
Дрейф начался в северной части моря Лаптевых, у самого южного окончания подводного хребта Ломоносова, далее продолжался на северо-восток. Мы по диагонали пересекли глубоководную котловину Подводников до северного окончания хребта Менделеева. Сделали непрерывный профиль пробоотбора через всю котловину.
Непосредственно на борту делали первичное описание, фотодокументацию, предварительную корреляцию колонок и так далее.
Различные виды анализов до прибытия в Санкт-Петербург хранятся при определенных температурных режимах. Некоторые анализы проводили на борту - например, анализ растворенных газов, экспресс-анализы вещественного состава грунта. Интересно, что в гравийно-песчаной фракции очень часто встречались раковины отмерших микроорганизмов - фораминиферы, брахиоподы, двустворки, балянусы, радиолярии. Они жили тысячи и десятки тысяч лет назад.
РГ: А дно океана вы обследуете?
Елена Миролюбова: Нечасто, но встречался так называемый грубообломочный материал, мы обычно говорим донно-каменный материал. Если на склонах подводных гор он иногда бывает местного происхождения, то в котловине только принесенный льдами и айсбергами. Наша задача определить откуда и как.
Два основных способа доставки в акваторию океана - это ледовый и айсберговый разнос. Ледовый - это когда откалывается припайный лед, вмещающий материал пляжей, на котором он образовывался. А айсберги формируются на вершинах гор и несут в океан материал, прихваченный на суше.
Определить способ транспортировки помогает специальный литолого-морфометрический анализ, который проводится на борту. Иногда в пробах со дна встречались формы, называемые "ледогранник", с характерной штриховкой на гранях, что однозначно указывает именно на айсберговый разнос.
РГ: Что дают эти исследования?
Елена Миролюбова: Геологические исследования позволяют понять, каким был палеоклимат, что происходило на планете. И делать прогнозы о том, что может происходить. Еще одна важная задача - уточнение границ континентального шельфа.
Полученные данные еще будут обрабатываться в лабораториях на берегу, поэтому основной массив информации - впереди. Актуальные данные будут занесены в Госгеолкарту России.
Расскажу о Севере детям
РГ: Лена, знаю, ты волонтер, который в больницах помогает детям, оказавшимся без попечения родителей.
Елена Миролюбова: Да, и для меня это тоже важная часть жизни. Помогаю мальчикам и девочкам из детских учреждений. Среди них есть и те, кого изъяли из семей по акту полиции. Есть брошенные, забытые на детских площадках, на улице, оказавшиеся в тяжелой ситуации в состоянии сильного стресса.
РГ: Будешь рассказывать о Севере детям в больнице, внучкам?
Елена Миролюбова: Конечно! И о льдах, и о мишках, и о северном сиянии, и о полярной ночи.
Все тексты сюжета "Новая экспедиция "Северный полюс-42" на уникальном судне в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.